Учебно-воспитательная работа в детских санаториях

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Специфической особенностью, определяющей всю работу детского санатория, является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом. Только на базе хорошо поставленной педагогической работы, рационально сочетающейся с лечебно-профилактической работой, в санатории возможна успешная реабилитация больных детей.

Детский санаторий на современном этапе — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих различными заболеваниями. Педагогическая работа в детском санатории является поистине лечебным фактором. Поэтому не случайно именно в детском санатории появился термин «лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации.

Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов лечения и реабилитации больного ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена прежде всего и главным образом на использование естественных лечебных факторов, физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения [Коган А. Г., 1977].

Успешность лечения и выздоровления больного ребенка во многом зависит от внимательного отношения к нему, от его жизнерадостного настроя. Радостное настроение — могучий лечебный фактор. Поэтому задача каждого санатория организовать лечение радостью. «Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа»,— говорил В. А. Сухомлинский.

Учебно-воспитательный процесс в детских санаториях, являясь неотъемлемой частью лечебного процесса, имеет существенные специфические особенности, обусловленные в первую очередь тем, что проводится эта работа с больными детьми, страдающими различными недугами, в непривычных для них условиях.

От руководителей детских санаториев и медико-педагогических коллективов требуются исключительные слаженность и четкость в организации и проведении лечебно-профилактической и учебно-воспитательной работы. Эта работа должна быть организована с учетом характера основного заболевания у ребенка и особого состояния его центральной нервной системы. Известно, что у детей наряду с патологией, обусловленной различными хроническими заболеваниями, часто отмечаются нарушения основных функций нервной системы, повышенная раздражительность, эмоциональная возбудимость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и др. В этой связи педагогические работники, чтобы правильно строить воспитательно-образовательный процесс, должны хорошо знать как характер основного заболевания детей, так и их индивидуальные психофизические особенности. В освоении этих знаний помогают врачи санатория.

Педагогическая работа в санатории проводится на фоне лечебно-охранительного режима, непременно увязывается с лечебными задачами при непосредственном активном участии медицинского персонала. Особенность школьного обучения детей в санатории заключается еще и в том, что учителя имеют дело с больными детьми, часто отстающими в учебе от своих сверстников.

В связи со спецификой педагогической работы в санатории здесь может работать не каждый педагог, даже успешно работающий в обычной школе или дошкольном учреждении. Поэтому подбору и подготовке педагогических кадров для работы в санатории должно быть уделено особое внимание.

Утверждаемые Министерством здравоохранения СССР штатные нормативы педагогических работников в детских санаториях позволяют в полной мере обеспечить постановку педагогической работы с учетом современных требований. При наличии в санатории утвержденной школы органы здравоохранения устанавливают также штат учителей соответственно учебному плану и числу классов.