Учебно-воспитательная работа в детских санаториях

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Большие и ответственные задачи возложены на педагогические коллективы детских санаториев, в которых весь педагогический процесс строится с учетом специфики работы с больными детьми. Состояние здоровья детей необходимо всегда учитывать при разработке всех педагогических мероприятий.

В детском санатории любого медицинского профиля для детей различного возраста должны быть созданы наиболее оптимальные условия как для лечения, так и для школьного обучения и воспитания, созданы условия жизни, способствующие восстановлению здоровья, повышенного эмоционального и психического тонуса, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне единых требований.

Именно педагогический коллектив призван обеспечить детям возможность содержательной, интересной и увлекательной жизни в санатории, обогатить их новыми знаниями и навыками. Дети в санатории должны жить полноценной жизнью. Они никогда не должны чувствовать, что находятся на особом положении из-за их болезни. Нужно добиваться, чтобы у детей, особенно с тяжелыми физическими дефектами, изживались чувства собственной неполноценности, особенности, часто тяжелые, их характера. Они должны твердо уверовать в свое выздоровление и в то, что полезны обществу, нужны Родине.

Дети школьного возраста, находящиеся на лечении в санатории, обязательно должны быть охвачены школьным обучением. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы школьники за период лечения в санатории не отстали по школьной программе от своих сверстников, чтобы, возвращаясь после длительного перерыва в свою школу, они не были вынуждены наверстывать упущенное, так как это неблагоприятно сказывается на их психофизическом состоянии, а достигнутые успехи при лечении в санатории вследствие этого сводятся часто на нет.

В санаториях, где функционируют школы, составление графиков заездов детей и установление продолжительности смен должны осуществляться с учетом сроков учебных четвертей. В большинстве санаториев нетуберкулезного профиля срок лечения в учебный период составляет 2 мес, а летом — 45 дней, поэтому продолжительность смен не может точно соответствовать продолжительности учебных четвертей, так как это противоречит научно обоснованным и утвержденным срокам лечения в детских санаториях. В этой связи все же желательно, чтобы окончание смен в санатории совпадало с окончанием учебной четверти.

Важное значение имеют рационально составленное расписание уроков и время проведения учебных занятий. Как уже отмечалось, распорядок дня в санатории составляется дифференцированно, в зависимости от его профиля и методов применяемого лечения. В большинстве санаториев школы работают в первую половину дня. Но, так как педагогическая работа в санатории подчинена медицинским требованиям, школьное обучение без ущерба проводится и во вторую половину дня. Особенно это необходимо делать в тех санаториях, в которых первая половина дня загружена лечебным процессом и проводится бальнеогрязелечение. Дети при этом нуждаются в отдыхе, поэтому школьные занятия должны проводиться после дневного сна.

Так как для школ санаториев утверждается учебный план, сокращенный по сравнению с планом общеобразовательных школ, то это дает возможность проводить в день, как это и необходимо, не более 4—5 уроков. При составлении расписания уроков следует распределять их очередность в соответствии со сложностью предметов. Принято, что сложные предметы не следует ставить в первый или последний урок. Перемены между уроками обычно должны составлять 10 мин, а между вторым и третьим уроками рекомендуется делать 45—60-минутную перемену на открытом воздухе. Эти большие перемены проводятся для активного отдыха детей под руководством учителей. Устные уроки целесообразно проводить на открытом воздухе. Для этих целей в школах санаториев оборудуются соответствующие веранды.

При комплектовании классов численность учащихся должна соответствовать установленным нормам, т. е. 20—25 детей в классе (в психоневрологических санаториях—15 детей). Если соответствующая численность учащихся не может быть обеспечена, организуется класс-комплект для учащихся 1—3-х классов или для более старших классов групповые занятия. С детьми, временно освобожденными от занятий по медицинским показаниям, проводятся индивидуальные занятия вне класса. Например, в изоляторе при соответствующем разрешении врача.