Учебно-воспитательная работа в детских санаториях

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Форма школьного обучения больных детей выбирается учителем совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья ребенка и на основании данных дневника или справки из школы, в которой он обучается по месту жительства.

Учет прохождения учебного материала и знаний учащихся ведется в классном журнале в соответствии с общими требованиями. При выписке из санатория учащиеся получают справку об обучении, в которой фиксируются все необходимые сведения для школы по месту жительства. Учащийся аттестуется за год и переводится в следующий класс в школе по месту жительства на основании данных дневника и педагогической справки, выданной в санатории.

В детском санатории за сравнительно короткий период должен быть создан дружный, жизнерадостный и работоспособный детский коллектив. Это достигается прежде всего правильно поставленной работой пионерской организации, основные цели и задачи которой такие же, как в общеобразовательной школе.

Особое внимание уделяется созданию в санатории системы детского самоуправления. С помощью пионерской организации, детского самоуправления в детях воспитывается чувство ответственности за все дела в санатории, добросовестное отношение к учебе, порученному делу, бережное отношение к имуществу санатория, уважение к труду персонала. Пионерская дружина, отряды, звенья организуют соревнования за лучшее поведение, учебу, соблюдение режима и распорядка дня санатория, смотры художественной самодеятельности, детского творчества и т. д. Важно, чтобы пионерская работа проводилась как в целом по санаторию, так и в каждом отряде, звене.

Руководит пионерской работой старший пионерский вожатый, который должен иметь календарный план пионерской работы, единый для всех отделений санатория. Этот план обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совете.

Внешкольной работе с детьми также должно быть уделено самое пристальное внимание. Повседневная жизнь детей, их досуг, труд, праздники и т. д. тщательно продумываются и организуются педагогами. Никакие мероприятия не должны нарушать лечебного режима и распорядка дня.

Интересной и полезной для детей становится жизнь в санатории, когда им создаются широкие возможности проявить свои наклонности и талант. Этому во многом способствует организация кружковой работы. В санатории для этого организуются самые разнообразные кружки: авиамоделирования, фотографии, вязания, вышивки, выжигания, плетения, драматический, литературный, хоровой, клубы юннатов, моряков, следопытов, садоводов и др. Для ведения кружковой работы максимально привлекаются все педагогические работники, воспитатели и учителя.

Исключительное значение для повышения психоэмоционального состояния и умственного развития детей приобретают хорошо организованные тематические экскурсии: краеведческие, по родному краю, к историческим местам, ботанические, зоологические и др.

В целях патриотического воспитания большую роль играют встречи со знатными людьми, ветеранами труда и Великой Отечественной войны, военнослужащими.

Трудовое воспитание является одним из основных элементов коммунистического воспитания школьников, поэтому, кроме школьной учебы, дети должны быть охвачены самыми разнообразными видами трудовой деятельности в строгом соответствии с возрастными, физическими и умственными особенностями. Характер и дозировка трудовых занятий согласовываются с лечащим врачом. В санаториях различного профиля дети, как правило, могут быть привлечены к дежурству в столовой, работе на участке, уборке некоторых помещений и территорий, уходу за цветами, деревьями и т. д. Иными словами, дети должны вовлекаться в общественно полезный труд. Им прививаются трудовые навыки, необходимые в повседневной жизни, в семье и школе.

Повседневные будни жизни детей в санатории должны перемежаться теми или иными праздниками, проведение которых имеет большое идейно-политическое и нравственно-эстетическое воспитание, способствует разрядке, предупреждению ситуации однообразия, безразличия к окружающему, повышает эмоциональный тонус.