От Гиппократа до наших дней

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Острая борьба прогрессивных и реакционных тенденций характеризовала развитие врачебной этики и в дореволюционной России. Одним из первых русских врачей, обративших особое внимание на значение нравственных начал во врачебной деятельности, был Д. С. Самойлович, выдающийся исследователь эпидемиологии чумы. В понимании Самойловича, высшее назначение врача — служение своему народу, забота о благо и процветании Родины. В «Речи к слушателям госпитальных школ Российской империи» он подчеркивал, что медицина служит «для выгоды и блага народных». Самойлович призывал врачей к бескорыстию, называл скупость  и жадность пороками, больше всего позорящими их. Он считал, что само существо медицинской профессии обусловливает необходимость воспитания у врачей таких качеств, как искренность, вежливость, простота. Врачи, по его словам, должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, должны любить своего ближнего, как самого себя.

Сторонником и убежденным пропагандистом гуманных принципов Гиппократа в России был основоположник отечественной клинической медицины М. Я. Мудров. В октябре 1813 г. в Московском университете он произнес речь «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», которая впоследствии оказала большое влияние на развитие врачебной этики в России. Мудров считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности и бескорыстия.

Мудров подчеркивал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случаи, а призвания. Это вытекало из его признания особой нравственной ответственности людей медицинской профессии. Он писал, что посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом — умрут.

В понимании Мудрова врачебный долг включает в себя обязанности не только но отношению к больным, по и к здоровым: «Как больных надобно пользовать для излечения болезней, так и здоровых должно брать на свои руки для предохранения от болезней». Возможность осуществления профессионального долга Мудров связывал с наличием определенных нравственных качеств у врача, первое место среди которых должна занимать любовь к ближнему. В «Слове о способе учить и учиться медицине» он писал: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время — и днем, и ночью; приветливость, привлекающую к себе робких и смелых... бескорыстие; снисхождение к погрешности больных, кроткую строгость к их непослушанию... ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках... радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел, убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия, целомудрие».

В условиях тогдашнего социального строя Мудров не отрицал права на вознаграждение за медицинскую помощь, но он считал, что для врача прежде всего важны честь и уважение. В его понимании бесчестен врач, не оказывающий помощи тому, кто не в состоянии заплатить за нее; благодарность больных — вот высшая награда врача.

Мудров понимал всю пагубность для развития отечественной медицины конкурентной борьбы между медиками. Он призывал врачей развивать в своей среде отношения товарищества, не пренебрегать советами других, подавлять в себе низменное чувство зависти.