«Врач — сам лекарство»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 «В стране, которая разорена,— говорил в 1919 г. В. И. Ленин,— первая задача — спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживает, мы все слабеем и восстановим».

Для того чтобы молодой Советской Республике в тяжелейшие для нее годы испытаний осуществить бесплатную и общедоступную медицинскую помощь и чтобы это решение не осталось простой резолюцией на бумаге, ей надо было срочно приступить к созданию широкой сети больниц, поликлиник и амбулаторий. Одновременно с этим требовалось подготовить необходимое количество высококвалифицированных врачей. Как мы уже знаем, Страна Советов с честью решила эти труднейшие задачи.

Здоровье людей — это богатство государственное. Все мероприятия, все научные исследования в области медицины подчинены заботе о здоровье и долголетней активной жизни человека. Профессия врача, медицинского работника — одна из самых почетных и уважаемых. Народное здравоохранение всегда находилось в центре внимания Коммунистической партии Советского Союза и ее Центрального Комитета.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР сказано: «Шире внедрять в медицинскую практику достижения современной науки, новые методы диагностики и лечения. Усилить профилактику заболеваний. Полнее удовлетворять потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинской техники. Повысить качество медицинской помощи и уровень организации работы в учреждениях здравоохранения».

В Советском Союзе медицинская помощь является бесплатной, а следовательно, общедоступной. Следует подчеркнуть, что обучение в высших и средних медицинских заведениях в Советском Союзе также бесплатное, более того — студенты ежемесячно получают стипендии.

Проблемы морального облика врачей постоянно находятся под пристальным вниманием всей общественности. «Этика советского врача, — подчеркивал Н. А. Семашко,— это этика строителя коммунистического общества, это коммунистическая мораль, это истинно человеческая мораль».

«Роль и авторитет врача-лечебника, нередко осуществляющего в своей деятельности профилактические функции, необыкновенно выросли. Этот врач интегрально вошел в жизнь и быт населения наших городов и сел»,— пишет в своей книге «О врачевании» И. А. Кассирский. «Естественно, встает объёмная проблема взаимоотношений между врачом и больным, проблема врачебной деонтологии, в «орбиту» которой входят вопросы врачебной этики, чисто профессиональные вопросы, вопросы лечебной тактики, психотерапевтического воздействия личности врача на больного, вопросы поведения больного по отношению к врачу и т. д.». Вопросы эти не новые. Они стоят на повестке дня столько же времени, сколько существует медицина.

Имеется, однако, точка зрения, что в настоящее время в нашей стране, где нет эксплуататорских классов, вопросы врачебной этики, врачебного поведения не должны подниматься, поскольку врач у нас облечем доверием общества. У нашего врача не может быть тех меркантильных отношений с больными, которые существуют в капиталистическом мире. Вследствие этого кое-кто считает, что не может быть и никакого разговора о выработке какого-то особенного модуля поведения советского врача. Сторонники указанной точки зрения считают, что вообще не существует «отдельной» врачебной этики, как не должно существовать никакой профессиональной этики, например, этики кассира, продавца или судьи. Все, утверждают они, имеют одну этику— этику советского человека, определяемую понятиями: честность, порядочность, гуманность и пр. Писатель-врач Юрий Крелин пишет: «По-моему, нет отдельных этик у больного и у врача, этика у них одна, общая».