Поражения спинного мозга

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Большое значение в восстановлении компенсаторных двигательных навыков имеет упражнение — подтягивание прямой ноги за счет таза. Его назначают на 2—3-й день после травмы. Начальная дозировка — 4—6 повторений на одном занятии; к 10—15-му дню она увеличивается до 20—30 раз, а в последующем — до 50—200 раз, в зависимости от состояния больного. Это упражнение, выполняемое в положении лежа на спине или на животе, наиболее эффективно, если больной держится руками за края кровати, а при парезах и параличах верхних конечностей опирается на костыли, верхний конец которых находится в подмышечных впадинах, а нижний — на спинке кровати (на нижний конец костылей надевают опорные «валики»).

На 10-й день после поражения спинного мозга в занятия включают упражнения на сокращение ягодиц с одновременным втягиванием мышц промежности и заднего прохода в положении лежа на спине и на животе. Первые 2—3 дня его повторяют 2— 4 раза в одном занятии, а по мере улучшения общего состояния больного—10—20 раз. Это упражнение помогает выработке автоматизма мочеиспускания и восстановлению акта дефекации.

На 10—15-й день в положении лежа на животе начинают тренировать мышцы надплечья и спины, повторяя каждое движение 20—30 раз с отдыхом. При поражениях спинного мозга в поясничном и грудном отделах к концу 1-го месяца больного учат поворачиваться на живот; к полутора месяцам он должен кроме этого передвигаться по кровати, опираясь на руки; к 2 месяцам — выполнять упражнения на четвереньках и получетвереньках (вначале с помощью инструктора).

Специальные упражнения и появившиеся компенсаторные активные движения, требующие большого числа повторений, следует включать дробными дозами между упражнениями с меньшим числом повторений во избежание перенапряжения паретичной мускулатуры. Эти упражнения следует включать и в самостоятельные занятия.

В I периоде больной 2 раза в день занимается с инструктором лечебной физической культуры и 4—5 раз самостоятельно, выполняя специально подобранный для него комплекс упражнений.

II период начинается через 1,5—2 месяца после поражения спинного мозга и продолжается до освоения ходьбы в специальных аппаратах с костылями, включая ходьбу по лестнице. Задачей лечебной гимнастики этого периода является обучение больного самообслуживанию: умению самостоятельно сидеть, надевать ортопедическую аппаратуру, в ней вставать, ходить по квартире, пользоваться туалетом, ванной (уметь войти, сесть, встать и выйти), ходить по лестнице, пользоваться лифтом.

балканская рама
Рис. 49. Балканская рама

Во II периоде упражнения выполняются в разных исходных положениях: лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, получетвереньках, на коленях, держась руками за Балканскую раму (рис. 49); сидя, опираясь руками о кровать или о Балканскую раму, без опоры руками; сидя со спущенными ногами; сидя с предметами в руках (палкой, резиновым мячом, булавами), стоя с опорой на костыли, «ходилки», брусья, гимнастическую стенку; стоя без предметов и с предметами в руках. Продолжается пассивная разработка суставов, имеющих ограничение движений. Кроме того, в положении лежа на спине выполняют пассивное сгибание ног к животу для тренировки мышц брюшного пресса. В течение одного занятия больные меняют 2—4 исходных положения; физиологическая кривая двух-трехвершинная, темп выполнения упражнений средний; дыхание 1:2. В каждом занятии дается 50% дыхательных и общеразвивающих упражнений, 50%—специальных. Вводная и заключительная части занимают 50% времени занятия (50% — основная). Продолжительность занятия 1—2,5 ч (включая отдых и время, необходимое для надевания и снятия ортопедической аппаратуры).

Во II периоде для перевода больного в вертикальное положение на него надевают ортопедическую аппаратуру. При поражениях шейного отдела спинного мозга надевают съемный кожаный корсет (от верхнего края лопаток), соединяющийся замками с крепящими аппаратами, крепящие аппараты со стопой и ортопедическую обувь на них. Для фиксации локтевых суставов в положении разгибания на них надевают тутора, чтобы обеспечить опорность кисти, в перчатку (на два номера больше обычного) вкладывают напальчники из картона или синтетического материала. Больного учат стоять в брусьях (рис. 50), на костылях-треножках, ходилках «козелках»-четырехножках. Сначала обучают передвижению и ходьбе спиной вперед, затем в обе стороны и, когда больной освоит это передвижение, лицом вперед.


Рис. 50. Обучение ходьбе с двусторонней опорой на брусьях