Первичная и вторичная профилактика

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Естественно, что первый вопрос, который может возникнуть у читателя в связи со сказанным, касается того, что такое здоровье, как развивается болезнь? Ответ на этот вопрос весьма сложный и до сих пор до конца не исчерпан.

Исходя из современных научных концепций можно прийти к заключению, что здоровье представляет собой такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой. Само понятие «здоровье», как и понятие «норма», соотносительно к каждому человеческому организму включает в себя оценку различных клинических, биохимических, физиологических и других показателей.

В результате анализа таких показателей напрашивается вывод, что здоровье — это состояние человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять трудовую и общественную деятельность. В этой связи становится понятным глубокий смысл, который вкладывал К. Маркс в понятие «болезнь», определяя ее как стесненную в своей свободе жизнь.

Если понимать здоровье в широком смысле, как условие для полноценной жизни, то важнейший фактор его формирования находится в прямой зависимости от развития физических и духовных способностей человека, в какой бы области он ни работал и в каком бы географическом районе он ни находился.

Поскольку существуют различные формулировки понятия «здоровье», по решению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) принято пользоваться во всех странах мира единым представлением о таком понятии: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Правда, здоровье можно определить как состояние организма, при котором все проявления его жизнедеятельности находятся в гармоническом и динамическом взаимодействии с окружающей средой. При этом надо иметь в виду, что хотя состояние полного здоровья исключает наличие каких-либо выраженных болезненных изменений, оба эти состояния — здоровье и болезнь могут быть связаны рядом переходящих этапов их развития. Эти этапы чаще всего проявляются под воздействием неблагоприятных влияний внешней среды и сигнализируют о развитии болезни.

Таким образом, болезнь возникает, как об этом не раз говорил И. П. Павлов, в результате нарушения взаимоотношений между внешней и внутренней средой организма. Наиболее общим признаком болезни является снижение уровня жизненных функций организма и, главным образом, способности человека к труду, то есть нарушение социально полезной для общества деятельности человека.

Однако каким образом возникают эти нарушения и какие меры должны быть применены в каждом конкретном случае для предотвращения развития болезни и ее прогрессирования, вопросы весьма сложные и требуют уточнения.

Основоположники русской физиологической и клинической школ И. М. Сеченов, И. П. Павлов и С. П. Боткин убедительно показали, что существенную роль в развитии болезни играет нервная система и, прежде всего, кора головного мозга. Доказано, что отрицательные психоэмоциональные влияния на человека приводят к возникновению болезни или к обострению уже существующего и скрыто протекающего заболевания. Эти факты неоспоримы и не вызывают никаких сомнений. Правда, не всегда ясен механизм развития того или иного заболевания. Но в том, что как отрицательные, так и положительные эмоции всегда вызывают существенные сдвиги в функциональном состоянии организма, может убедиться каждый человек. Поэтому крылатая фраза о том, что «слово лечит и слово калечит», имеет свое научное обоснование.

Мы хорошо знаем, что после неприятного разговора, особенно у зрелого человека, у которого имеются определенные скрыто протекающие изменения в сердце или сосудах, нередко возникает приступ грудной жабы или гипертонический криз, обострение язвенной болезни или дискинезия желчевыводящей системы.

Было бы, однако, ошибкой думать, что в развитии болезни играет роль только одна нервная система. Имеются десятки и сотни причин и столько же механизмов развития многих заболеваний. Эти механизмы определяются известными и неизвестными звеньями, играющими важнейшую роль в понимании патогенеза этих заболеваний.

В течение последних 10—15 лет появились убедительные доказательства того, что стрессорные воздействия и многие другие отрицательные факторы вызывают изменения не только и даже не столько в одной нервной, сколько в других адаптивных (приспособительных) системах организма.