Восприятие пространства

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Какое это имеет значение для развития слуховой локализации? Первое следствие состоит в том, что новорожденный, по-видимому, не может локализовать источник звука в любом положении. Для этого младенец должен был бы быть оснащен специальными структурами, оценивающими дистальное местоположение на основании разницы во времени и других переменных. Однако эти структуры по мере роста головы младенца оказались бы бесполезными и нуждались бы в постоянной калибровке. Было бы неэкономично создавать структуры на такой короткий срок. Нельзя сказать, что подобные структуры и такой путь развития невозможны, но это кажется довольно маловероятным. С другой стороны, очень возможно, что новорожденный имеет перцептивные механизмы, достаточные для определения направления источника звука, расположенного прямо перед его головой. Эти механизмы могли бы оставаться неизменными на протяжении всего роста, так как проксимальная информация, специфицирующая положение прямо перед головой, не зависит от роста. Эти механизмы могут служить в любом возрасте, потому что данные, которые им надо обрабатывать (нулевая разница параметров стимуляции в обоих ушах), не меняются но мере роста. Из тех же самых соображений весьма вероятно, что младенец знает, когда источник звука расположен справа или слева. Качественная информация о звуке, идущем справа, или звуке, идущем слева, с ростом не меняется. Если ребенок обладает этими двумя способностями, то недостающую количественную информацию можно было бы восполнить довольно легко. Для этого процесса потребуется: 1) способность узнавать, когда звук находится прямо впереди, данная способность может быть врожденной; 2) способность определять, когда звук идет справа или слева, которая тоже может быть врожденной; 3) способность поворачивать голову, чтобы привести звук, смещенный к одной из сторон, в положение прямо перед головой; 4) какой-то источник метрической информации о степени поворотов головы; 5) достаточная способность к научению, необходимая для того, чтобы связать раздражение, полученное до поворота головы, с тем поворотом головы, который переводит ее в положение против источника звука. Конечно, это внушительный список способностей. Но если бы все они имелись в наличии, младенец мог бы калибровать положение источников звуков с помощью соответствующим образом рассчитанного движения головы.

Две описанные выше позиции предусматривают, что младенец рождается с некоторым довольно большим количеством сенсомоторных способностей. Возможно, конечно, что он рождается и без них. В этом случае новорожденный, по всей вероятности, слышит два одинаковых звука, когда источник звука расположен прямо перед ним, и два различных звука, когда источник звука находится справа или слева. Прежде чем любое развитие сможет иметь место, младенцу надо понять, что два звука, которые он слышит, идут из одного источника. Как он это сделает, совершенно неясно. После этого открытия механизмы научения — возможно, сходные с описанными выше,— могли бы восполнить недостающие способности.

Как можно было бы проверить эти три гипотезы? Каждая гипотеза связана со своими прогнозами относительно поведения новорожденного по отношению к источникам звуков, помещенных в разных местах. Что позволяет предсказать последняя гипотеза (гипотеза крайних эмпиристов), если источник звука расположен справа от младенца? Повернется ли младенец к источнику звука, посмотрит на него или сделает какие-нибудь другие локализирующие ответы? Согласно мнению эмпиристов, он может повернуться направо или налево, а может и ничего не сделать. То же самое, считают они, произойдет, если звук будет находиться слева, а также в том случае, когда источник звука находится прямо перед головой. Из этой гипотезы следует, что в поведении не должно быть изменений, связанных с изменениями в пространственном положении раздражителя.