Восприятие пространства

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Эти возражения не применимы к недавнему эксперименту, который позволил показать принципиально тот же эффект развития. Одни и те же младенцы были поставлены в два условия (Бауэр и Вишарт, 1973). В одном случае им при полном освещении был показан предмет, который находился либо прямо перед ними, либо был смещен на 30° вправо или влево от центра. Условия позволяли детям дотянуться до цели рукой. Частота их попаданий при каждом положении предмета служила мерой точности зрительно-моторной координации. В другом случае детей оставляли в полной темноте. Предмет, на этот раз звучащий, находился в тех же положениях. Здесь частота попаданий служила мерой аккуратности аудиомоторной координации. В обоих случаях моторные компоненты действия совпадали. Если слуховая система менее точна в определении местонахождения предмета, чем зрительная, то аудиомоторное поведение должно было бы дать меньшую частоту попаданий, чем зрительно-моторное. Поскольку в обоих случаях требуется одно и то же внешнедвигательные поведение, то меньшую точность координации слуха и моторики нельзя объяснить несовершенством моторной системы. Результаты показали, что, когда предмет был смещен из центрального положения в сторону, у детей в возрасте до шести месяцев аудиомоторная точность была меньше, нежели зрительно-моторная (см. таблицу 2,1).

Таблица 2. 1. Сравнение аудиомоторной и зрительно-моторной локализации у младенцев в возрасте до шести месяцев
Положение объектов Уровень успешности (%)
Аудиомоторная локализация Зрительно-моторная локализация
30° влево
в середине
30° вправо
48
92
33,5
100
96
100

То немногое, что нам известно о слуховой локализации, по всей видимости, подтверждает предположение, что определение положения источника звука, находящегося прямо перед головой младенца (она зависит от стимуляции, которая остается инвариантной на протяжении всего роста), не является приобретенной способностью. Возможность определять местоположение предмета справа или слева от головы (также определяемая стимуляцией, которая не меняется с ростом) тоже имеется до того, как происходит какое-либо научение. Точная локализация правого и левого положений, которая может быть определена лишь с помощью переменных, чье точное «значение» меняется в процессе роста, не является врожденным и, по всей видимости, развивается в младенчестве. В настоящий момент мы не можем сказать, происходит ли точная калибровка системы слухового пространственного восприятия описанным выше способом. Несмотря на кажущуюся легкость и продолжительную историю изучения проблемы слуховой локализации, мы все еще не располагаем достаточным количеством данных, необходимых для точной характеристики ее развития. Остается надеяться, что в скором времени это положение изменится.