Введение

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Таблица 1.2. Сравнение скорости выработки условных реакций у младенцев двух групп приблизительно одного и того же возраста. Группа А—младенцы, от рождения участвовавшие в опытах по выработке условных реакций; группа Б — младенцы, участвовавшие в опытах по выработке условных реакций лишь начиная с трех месяцев. Сравнение показывает, что раннее предоставление возможностей для научения значительно облегчает протекание этих процессов в дальнейшем (по Папусеку, 1967)
Группа Средний возраст в днях к моменту проведения тестирования Среднее количество проб, необходимое для выработки реакции
А
Б
107,54
105,92
94,63
176,23

Существуют другие изменения процессов научения у младенцев, для которых этот анализ не годится. В ранцем возрасте младенцы, видимо, способны обнаружить и использовать устойчивую связь между любым ответом и любым подкреплением. Когда они становятся старше, ситуация меняется. Так, было неоднократно показано, что младенцы раннего возраста сосут пустышку или поворачивают голову, чтобы включить свет. Девятимесячные дети делают это неохотно, предпочитая включать свет рукой. Это, очевидно, указывает на изменения в механизме выбора пары «ответ — подкрепление»: добавляется пространственный критерий отбора, так что теперь ответ и подкрепление должны быть близки не только во времени, но и в пространстве. Подобные же изменения, вероятно, происходят и в механизме выбора пары «раздражитель — подкрепление»: дети перестают реагировать на стимулы, не связанные с подкреплением пространственной близостью. Эти изменения, происходящие в течение первого года жизни, а возможно, и более длительного времени, существенно меняют возможности научения. В настоящее время мы не можем сказать, как появляются рассмотренные критерии отбора поведенческих гипотез: может быть, они эндогенны по своей природе, как те процессы, которые действуют сразу после рождения, хотя более вероятно, что они приобретаются в результате взаимодействия младенца со своим психологическим окружением. Смею надеяться, что эта книга в какой-то степени разъяснит природу врожденных ограничений процессов научения, а также связи между научением и развитием в младенчестве.

В следующих главах мы займемся анализом развития некоторых механизмов, предшествующих научению, начав с механизмов обнаружения стимулов, их локализации и идентификации. При этом мы постоянно будем возвращаться к главной теме: роли приобретенного опыта в развитии. Общее представление о двух традиционных теориях — нативизме и эмпиризме — уже дано. Мы рассмотрели научение с точки зрения эмпиризма и нашли этот подход нуждающимся в доработке. Оказалось, что научение зависит от очень сложных механизмов, которые сами результатом научения не являются; далее, посредством какого-то другого процесса, отличного от научения, оно оказалось подверженным влиянию событий во внешнем психологическом окружении. Подобные наблюдения ставят под сомнение позиции нативистов, в то время как эндогенные ограничители научения сужают сферу распространения крайнего эмпиризма.