Страницы: 1 2 3 4

Экстрасистолия

Характер экстрасистолии у спортсменов и у лиц, не занимающихся спортом, различен. Так, случаи сочетания суправентрикулярных и желудочковых экстрасистол, а также полиморфные, ранние, групповые и аллоритмического типа экстрасистолы, носящие явно патологический характер, у лиц, не занимающихся спортом, не были обнаружены, в то время как у спортсменов встречались достаточно часто.

Анализ количества экстрасистол, выявляемых за 1 мин и у спортсменов, и у лиц, не занимающихся спортом, показал, что в большинстве случаев количество экстрасистол у здоровых людей, не занимающихся спортом, не превышает одной и редко 2—3 экстрасистол в 1 мин. Что же касается спортсменов, то в 30 % случаев у них выявлялась частая или групповая экстрасистолия.

Некоторые авторы, основываясь на отсутствии других отклонений в состоянии здоровья, относят к функциональным не только монотонные, но и сложные формы экстрасистолии. Так, В. В. Коган-Ясный и соавторы (1979), выявив у 20% спортсменов с экстрасистолией сложные ее формы, включая аллоритмии и политопные экстрасистолы, склонны рассматривать их как функциональные. Вместе с тем оценка аритмий как варианта нормы или как функциональных только на основании отсутствия жалоб и каких-либо объективно определяемых патологических изменений, а также высоких спортивных результатов, недопустима. Не отрицая возможности функционального генеза нарушений ритма у спортсменов, все же в большинстве случаев они являются следствием патологических изменений миокарда и всегда надо иметь в виду, что неправильная их трактовка может оказаться для спортсмена роковой.

Вопрос о клинической значимости экстрасистол различной локализации нельзя считать решенным. Существует мнение, что предсердные экстрасистолии имеют более серьезное клиническое и прогностическое значение, чем желудочковые. Другие авторы, основываясь на возможности перехода желудочковых экстрасистол в фибрилляцию желудочков, считают их прогностически более опасными, чем предсердные. Одновременно есть указания на то, что ранние монотопные экстрасистолы у здоровых лиц следует оценивать лишь как проявление повышенного тонуса блуждающего нерва, характерное для некоторых лиц молодого возраста, особенно для спортсменов. Немногочисленные попытки оценить клиническое и прогностическое значение желудочковых экстрасистол различной топики также пока не позволяют прийти к определенным выводам. Причиной отсутствия убедительных данных по этому вопросу является ограниченность ЭКГ-метода в топической диагностике желудочковых экстрасистол.

Среди проб, использующихся для оценки клинической значимости экстрасистолии, особое место занимает проба с физической нагрузкой.

Экстрасистолию, выявляющуюся в состоянии покоя и исчезающую при физических нагрузках, принято связывать с повышением тонуса вагуса и называть экстрасистолией покоя, в отличие от экстрасистолии напряжения, появляющейся или усиливающейся во время или после физических нагрузок и связанной с повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Распространено мнение, что «экстрасистолия покоя» не имеет существенного клинического значения и прогностически благоприятна. Напротив, экстрасистолия напряжения является признаком, свидетельствующим о патологических изменениях в сердце.

Широкое использование велоэргометрических проб, методов телеметрии и амбулаторного мониторирования показало, что противопоставление экстрасистолии покоя и экстрасистолии напряжения, основанное на представлениях об антагонистических отношениях двух отделов вегетативной нервной системы, далеко не всегда является оправданным. В обширном исследовании De Becker и соавт. (1980), проведенном на здоровых людях, было показано, что нагрузка на тредмиле не сопровождается однонаправленными изменениями частоты экстрасистолии. У одной части обследованных физическая нагрузка увеличивала или провоцировала экстрасистолию, у других, напротив, способствовала ее исчезновению.