Родители должны научиться воспитывать

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Как же лучше помочь подросткам общаться, дружить? Мы уже говорили, что особенно ценными для детей являются тактичные и своевременные советы, замечания, объяснения родителей, касающиеся вопросов взаимоотношения полов. Но при этом нельзя не учитывать того, что подросток не очень любит получать советы, даже самые тактичные. Он, наоборот, стремится избегать советов взрослых и прислушивается скорее к мнениям сверстников. Поэтому стоит учесть, что прямое воздействие на него не всегда достигнет цели. А в случае необходимости стоит косвенно поговорить на одну из «острых» тем о взаимоотношениях с противоположным полом, неплохо провести беседу об отношениях известных вам друзей, которые сумели то-то и то-то... А может быть, и не разговор нужен, а книга? Или, скажем, спектакль, фильм? Они, как лучшие друзья, помогут найти для детей достойные примеры для подражания.

Вы, например, увидели, что был груб с девочкой ваш сын. И вы знаете — он и вам грубит. И это вас не может не беспокоить. Ведь эта девочка, которую обидел ваш сын,— чья-то будущая жена, чья-то будущая мать. И ее должна обижать грубость, высказанная уже теперь.

«Что делать,— думаете вы.— Какие найти пути? Поругать? Горяч он, вспылит, хуже бы не сделать. Поплакать? Подействует ли? Погрозиться рассказать учительнице? Куда там, наперед знаю: беда получится!».

Путей, устраняющих грубость, конечно, много. И для того, чтобы найти лучший, надо хорошо знать ребенка, его особенности. Одна мать рассказывала, что для ее пятнадцатилетнего сына не подходили никакие пути перевоспитания, он никогда не помогал ей по дому, был груб. Ее он называл небрежно — «мать», а про девочек и говорить нечего — «девки».

И вот однажды она сама предложила ему деньги на билет в кино. «Пойди сынок, фильм, говорят, уж очень интересный, про Ленина...».

Женщина знала, что фильм, поставленный талантливым режиссером Марком Донским «Сердце матери»,— это как раз то, чего не хватает ей для лучшего убеждения сына в необходимости быть культурным, нежным, внимательным к девушкам и женщинам... Воздействие на мальчика оказалось необыкновенно сильным и решающим. Возвратившись, он растерянно встал в дверях и, не закрывая их, как-то совсем по-новому посмотрел на мать. Она в это время мыла пол и, увидев его, улыбнулась... И вот тут-то произошло чудо... да, да чудо... Мальчик протянул вперед руки, будто кланяясь матери, и медленно и очень тихо и бережно произнес: «Мамочка... давай я это сделаю сам».

Слезы радости появились в глазах женщины. Так фильм, талантливый и поучительный, явился началом пересмотра подростком своих обычных позиций, своеобразным переломом его дурных привычек.

Герои фильмов, спектаклей, книг учат ребят красоте поведения, убеждают в превосходстве духовной силы, мужества, рыцарства над кажущимися только на первый взгляд героическими грубыми выходками, пошлыми словечками и манерами, оскорбляющими людей другого пола.

Показ ребенку-подростку фильма или спектакля, затрагивающего отношения между полами, фильма, доступного его пониманию и уровню развития,— очень важное средство полового воспитания.

Фильмы «Летите голуби», «Тимур и его команда», «Дом, в котором я живу» и многие другие расскажут о становлении прекрасных светлых чувств у сверстников ребят, об их умении оберегать и сохранять эти чувства.

А книга? Сколько мудрости, благородства, душевных волнений несет она с собой для подростка! И вы, взрослые, должны помочь найти такую книгу, которая бы с наибольшей силой раскрывала прелесть человеческих отношений.

Посоветуйте подростку почитать хорошие книги, он сам еще не всегда умеет выбрать то, что ему нужно, полезно. Он увлекается часто только приключениями или слишком «взрослыми» книгами. Он ищет такие книги, в которых развиваются чувства героев. Покажите ему в этом случае, например, рассказ А. Н. Толстого «Русский характер». Прочитает ваш подросток о славном танкисте Егоре Дремове, о его тревоге за будущее, за любовь его невесты Кати. И поймет, как напрасно беспокоился танкист: несмотря на страшные следы ран,— шрамы, до неузнаваемости изменившие его внешность, невеста его — Катя не только узнала его, но и встретила с радостью. В небольшом рассказе А. Н. Толстого раскрывается величие дружбы, сила чувств, верность и благородство отношений молодых людей.