Грудной ребёнок

Грудной ребёнок — ребенок в возрасте от 4 недель до 1 года. Первые 4 недели жизни относятся к периоду новорожденности (см. Новорожденный).

Для грудного ребёнка характерны высокая интенсивность роста и развития, значительное нарастание веса тела, увеличение роста и совершенствование всех органов и систем. Вследствие этого пища, получаемая грудным ребенком, должна быть высококалорийной. У грудного ребенка отмечается некоторая функциональная недостаточность желудочно-кишечного тракта, которая при малейшей погрешности в кормлении приводит к нарушению процессов пищеварения. К концу первого года активность ферментов желудочно-кишечного тракта постепенно нарастает, что обеспечивает переваривание достаточно разнообразной пищи.

Анатомо-физиологические особенности тканей и органов грудного ребенка и недостаточная способность к приобретению иммунитета обусловливают повышенную заболеваемость. Заболевания протекают тяжело и нередко с осложнениями — часты судороги, гипертермия и разнообразные менингеальные и энцефалитические симптомы. Для грудного ребенка характерны общие реакции, склонность к генерализации воспалительных процессов.



Нервная система. Вес головного мозга при рождении составляет в среднем 390 г, а к концу первого года жизни — 950 г. Наряду с быстрым нарастанием массы мозга формируются борозды и происходит дифференциация серого вещества мозга от белого. Детям грудного возраста свойственна быстрая утомляемость коры головного мозга, поэтому грудной ребенок должен спать около 17 —18 час. в сутки. У новорожденного существуют только безусловные рефлексы. С конца первого месяца у детей под влиянием внешних раздражителей начинают вырабатываться условные рефлексы. У ребенка первых недель жизни имеется одна главная доминанта — пищевая.

С возрастом довольно быстро усложняются взаимодействия между корой и подкоркой, а также взаимоотношения организма ребенка с внешней средой.

Развитие моторики и психики. В течение первого года жизни у ребенка постепенно и последовательно развиваются статические функции и двигательные навыки (рис.). В возрасте 1 мес. при вертикальном положении ребенок пытается удержать голову, а к 2 мес. уже удерживает ее хорошо. При лежании на животе ребенок приподнимает грудь. В возрасте 5 мес. сидит, держась за что-либо руками, взятый под мышки стоит прямо, не подгибая ножек. К 6 мес. хорошо сидит без поддержки, поднимается на ноги, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать, хватает предметы руками. В 7 мес. ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляется за сетку кровати, поддерживаемый за грудь, хорошо переступает, перекладывает игрушки из одной руки в другую. В 8 мес. самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает, цепляясь за барьер, делает попытки ходить. В 9 мес. стоит без опоры и хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. В 10 мес. стоит и поднимается без опоры. В возрасте 11 —12 мес. он хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку.

Параллельно развитию двигательных умений развивается познавательная деятельность и речь. В 2 мес. у грудного ребенка появляются уже разнообразные эмоциональные реакции, улыбается в ответ на улыбку, гулит. В 3 месяца грудной ребенок начинает отчетливо следить за предметами, улавливает направление звука и поворачивает голову в его сторону. В 4 месяца грудной ребенок хорошо следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует поведением на незнакомое лицо. В 5 мес. хорошо знает мать, по-разному реагирует на незнакомые лица. В 6 мес. грудной ребенок интересуется игрушками, поднимает их, перекладывает, делает первые попытки произносить слоги «ма», «на». В 7 мес. многие движения грудного ребенка имеют эмоциональный оттенок, он тянется с рук на руки. Повторяет слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». В 8 мес.— выражает мимикой удивление, ищет взглядом предмет. В 10 мес. начинает произносить наиболее простые слова.

В 11—12 мес. знает название многих предметов, указывает части тела, произносит отдельные слова.
развитие моторики у ребенка
Развитие двигательных навыков у ребенка; 1— новорожденного; 2 — ребенка 1 месяца; 3 — 2 месяцев; 4 — 3 месяцев; 5 — 4 месяцев; б — 5 месяцев; 7 - 6 месяцев; 8 — 7 месяцев; 9 — 8 месяцев; 10 — 9 месяцев; 11 — 10 месяцев; 12 — 11 месяцев; 13—12 месяцев.

  • Грудной ребёнок (температура, стул)
  • Грудной ребенок (Вес, рост и мочеотделение)