Гимнастика

  • Гимнастика для детей
  • Гимнастика — это система специально подобранных физических упражнений; одно из основных средств физической культуры. Гимнастика имеет ряд особенностей, существенно Отличающих ее от других видов физических упражнений. Подбор упражнений позволяет избирательно воздействовать на отдельные группы мышц. Путем изменения числа повторений упражнений, темпа, амплитуды движений, исходного положения возможна точная дозировка физиологического воздействия гимнастики на организм в соответствии с полом, возрастом и состоянием здоровья занимающихся. Применение в гимнастике расчлененных (аналитических) движений помогает овладению сложными комбинациями упражнений и двигательными навыками. Избирательность воздействия упражнений и возможность точной дозировки делают гимнастику основным средством и лечебной физической культуры.

    Гимнастические упражнения подразделяются на строевые, общеразвивающие, прикладные, упражнения с предметами (булавы, палки и др.) и на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, бревно, конь). Гимнастические упражнения совершенствуют функцию нервной системы, развивают мышечную силу.

    В советской системе физического воспитания гимнастика, игры, спорт, составляя единое целое, способствуют всестороннему физическому развитию. В зависимости от задач, содержания и методики различают несколько разновидностей гимнастики.

    Основная гимнастика — самый массовый вид гимнастики, имеющий главной задачей общее физическое развитие и укрепление здоровья, овладение основными двигательными навыками. В нее входят разнообразные упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, упражнения со снарядами и на снарядах и др. (рис. 1—6). Основная гимнастика применяется с раннего детского возраста, она является одним из главных средств физического воспитания детей в дошкольных учреждениях и школе; широко используется также на занятиях общей физической подготовки с начинающими физкультурниками и для поддержания работоспособности с людьми старшего и пожилого возраста. Особое внимание в основной гимнастике уделяется обучению правильному дыханию — ритмичному, глубокому, сочетающемуся с выполняемыми движениями (например, вдох — при разгибании туловища и конечностей, выдох — при их сгибании; при большом мышечном усилии, как  правило,  выдох и т. д.).

    Вспомогательная гимнастика — специально подобранные упражнения, применяемые как вспомогательное средство при спортивной тренировке, физической подготовке, при обучении профессиональным двигательным навыкам и др. К вспомогательной гимнастике относится также лечебная гимнастика (см. Лечебная физическая культура) и ее разновидность — корригирующая гимнастика — система специальных упражнений для коррекции деформаций позвоночника и нарушения правильной осанки у детей. Упражнения подбираются главным образом с расчетом выгибания позвоночника в направлении, противоположном его патологическому искривлению (рис. 7—12). Корригирующие упражнения в профилактических целях могут включаться также в зарядку и занятия по физическому воспитанию в детских садах и школах.

    Производственная гимнастика — комплекс 6—7 простых упражнений, проводимых периодически в течение рабочего дня с целью сохранения работоспособности и здоровья (рис. 13—43). Физкультурные паузы, проводимые в течение рабочего дня, способствуют поддержанию работоспособности путем усиления кровообращения, включения в активное состояние мышц, не работающих при производственных процессах, и расслабления мышц, выполняющих большую нагрузку. Продолжительность производственной гимнастики— 4—6 мин.; в течение рабочего дня она может повторяться.

    Вводная гимнастика перед началом работы помогает скорейшему вхождению в рабочий ритм.

    Спортивная гимнастика характеризуется большой сложностью упражнений, что требует хорошей физической подготовки и высокой координации движений. Различают собственно спортивную гимнастику (вольные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах) (рис. 44—51), акробатику (акробатические прыжки, упражнения в «балансировании») (рис. 52—55) и художественную гимнастику. Последний вид гимнастики имеет особое значение в эстетическом и физическом воспитании женщин (рис. 56—58).   Занятия спортивной гимнастикой связаны с напряженной тренировкой и значительной нагрузкой, особенно в соревнованиях. Поэтому при занятиях спортивной гимнастикой обязателен врачебный контроль (см.). Начинать занятия спортивной гимнастикой возможно с 6—7-летнего возраста, акробатикой и художественной гимнастикой— с  4—5 лет.

    Большое значение имеют санитарно -гигиенические условия проведения занятий гимнастикой; необходим систематический медицинский надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания гимнастических залов, инвентаря и оборудования (см. Спортивные сооружения).

    При занятиях гимнастикой и особенно при выполнении упражнений на снарядах особое внимание нужно уделять соблюдению всех мер предупреждения травматизма (последовательность обучения, надлежащее состояние снарядов и матов, «страховка» при выполнении сложных упражнений и др.).

    гимнастика в картинках
    Рис. Основная гимнастика (1—6): 1 и 2 — упражнения с мячом; 3 и 4 — лазанье по канату; 5 и 6 — упражнения в равновесии. Вспомогательная (лечебная) гимнастика (7—12): 7 и 8 — упражнения при кифозе; 9 и 10 — упражнения при лордозе; 11 и 12 — упражнения при сколиозе. Производственная гимнастика (13—43): примерные комплексы упражнений. Спортивная гимнастика (44-58): 44—46 — упражнения на перекладине; 47 и 48 — упражнения на кольцах; 49—51 — опорные прыжки; 52 и 53 — «кувырок»; 54 и 55 — упражнения   в «балансе»; 56—58 — художественная гимнастика.