Физическая культура

Физическая культура  (физкультура) — система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.

Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физической культуры, определило ее сущность и задачи. Решением Совета Народных Комиссаров РСФСР (1928) в стране была создана служба врачебного контроля (см.).

В 1931 —1932 гг. был введен физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», ставший основой советской системы физического воспитания. В годы Великой Отечественной войны физкультурные организации помогали в проведении военно-физической подготовки резервов для фронта и лечебной физической культуры в  госпиталях.

В послевоенные годы физическая культура получила еще более массовое развитие. Постановление ЦК КПСС от 27 декабря 1948 г. определило ее задачи и направление в этот период.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г. о мерах дальнейшего развития физической культуры и спорта ставится задача массового развития физической культуры как важного воспитательного и оздоровительного средства и внедрения ее в быт народа.



Программной и нормативной основой советской системы физического воспитания является Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). С первого марта 1972 года введен в действие новый комплекс ГТО. Он охватывает население от 10 до 60 лет и состоит из 5 ступеней: I ступень — «Смелые и ловкие» — для мальчиков 10—11 лет и девочек 12—13 лет; II ступень— «Спортивная смена» — для подростков 14—15 лет;
III ступень — «Сила и мужество» — для юношей и девушек 16—18 лет;
IV ступень — «Физическое совершенство» — для мужчин 19—39 лет и женщин 19—34 лет; V ступень — «Бодрость и здоровье» — для мужчин 40—60 лет и женщин 35—55 лет.

Каждая ступень состоит из 2 разделов: а) раздел требований, предусматривающих изучение основных положений советской системы физического воспитания, овладение навыками личной и общественной гигиены, правилами и приемами защиты от оружия массового поражения; б) раздел норм, предусматривающих упражнения, определяющие уровень развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости), а также упражнения, способствующие овладению навыками бега на скорость и выносливость, прыжков, силовых упражнений, лыжного бега, плавания и др.

Требования и нормы I, II, III ступеней комплекса выполняются в зависимости от степени трудности на «серебряный» и «золотой» значки, IV ступени —«серебряный», «золотой» и «золотой» с отличием значки. Сдавшие требования и нормы V ступени получают «золотые» значки.

В процессе физического воспитания разрешаются задачи укрепления здоровья, гармонического физического развития, формирования и совершенствования двигательных навыков и качеств, спортивного мастерства, здоровых эстетических вкусов, прививаются гигиенические знания и навыки.



Основным средством физического воспитания являются физические упражнения, т. е. специальные более или менее сложные движения, отличающиеся большим разнообразием: гимнастика (см.), различные виды спорта (см.) и туризма (см.), спортивные игры (см.), зарядка (см.), закаливание (см.) при помощи естественных факторов (солнце, воздух, вода).

Физическое воспитание осуществляется в семье, детских дошкольных учреждениях, школе, высших учебных заведениях. В дошкольных учреждениях проводятся занятия физическими упражнениями 1—2 раза в неделю по 5—35 мин., утренняя гимнастика 4—8 мин., ежедневные подвижные игры, физкультурные праздники. Эту работу ведет воспитатель в контакте с врачом и медсестрой.

В школе проводят обязательные уроки физкультуры 2 раза в неделю, в режиме дня: гимнастика до уроков, физкультминутки, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия и физкультурно-массовая работа.

Для занятий по физкультурой школьники разделяются (по данным ежегодных медосмотров) на три группы: I — основная — дети здоровые или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, достаточно физически подготовленные; занимаются по программе в полном ее объеме; II — подготовительная — дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, с недостаточной физической подготовкой; занимаются с некоторым ограничением программы и с более постепенным ее прохождением; III —специальная — дети с более выраженными отклонениями в состоянии здоровья; занимаются по специальным программам с применением оздоровительной и лечебной гимнастики.

Семья должна стремиться содействовать разрешению общих задач физического воспитания, стремясь привить детям привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и активным видам отдыха.

В средних специальных и высших учебных заведениях обязательно проводятся занятия гимнастикой и спортивно-прикладными видами физкультуры.