Аномалии рефракции

Особое место среди зрительных расстройств занимают аномалии рефракции — наиболее частая причина снижения зрения у детей и подростков. Остановимся на них подробнее. Зрение не у всех людей одинаково. Одни видят хорошо как вблизи, так и вдали, не испытывая при этом каких-либо затруднений, другие видят предметы, расположенные вблизи, хорошо, а удаленные хуже. Остальные, чтобы хорошо видеть удаленные и особенно близко расположенные предметы, вынуждены постоянно напрягать зрение. Это происходит оттого, что соотношения между преломляющей силой оптических средств и переднезадним размером глаза различны, и лучи света не всегда могут фокусироваться в области желтого пятна сетчатки.


Рис. 5. Оптические свойства глаза: а — эмметропия; б — гиперметропия (дальнозоркость); в — миопия (близорукость)

Имеются три варианта оптических свойств глаза (рис. 5) — эмметропия, гиперметропия (дальнозоркость) и миопия (близорукость).

В эмметропическом, или соразмерном, глазу сила преломляющих сред соответствует переднезаднему размеру глаза. Этот размер измеряется по оси от роговой оболочки до желтого пятна. При зрении вдаль лучи света преломляются без каких-либо изменений толщины хрусталика, и на сетчатой оболочке возникает ясное изображение рассматриваемого предмета. Если зрительный объект расположен вблизи от эмметропического глаза, его преломляющая сила возрастает за счет утолщения хрусталика, при этом лучи света также фокусируются в желтом пятне благодаря регулирующей способности цилиарной мышцы, и люди с соразмерными глазами могут подолгу без утомления заниматься зрительной работой (рис. 5, а).
Особенно быстрое понижение зрения наблюдается у учащихся специализированных школ, что связано с повышенной зрительной нагрузкой. По данным профессора Э. С. Аветисова и доктора медицинских наук С. Л. Шаповалова, слабость цилиарной мышцы и близорукость, начиная с 9—10-летнего возраста, в специализированных школах встречается в 2—3 раза чаще, чем в обычных, а число расстройств зрения заметно возрастает в 12—13-летнем возрасте, когда учащиеся начинают активно пользоваться словарями и другими справочниками, а также увлекаться чтением художественной литературы. В этой связи Э. С. Аветисов и его сотрудники предлагают создать наиболее благоприятные условия зрительной работы, исключить возможность быстрого утомления глаз.