Плановая санация полости рта у детей

Плановая профилактическая санация полости рта у организованных групп и особенно детей играет весьма важную роль в общем оздоровлении организма. Плановая профилактическая санация в современном понимании представляет собой комплекс лечебных вмешательств в общей системе профилактических мероприятий, направленных на оздоровление организма ребенка и снижение заболеваемости. Важнейшей задачей плановой санации является борьба с кариесом зубов и его осложнениями. Она включает в себя также оздоровление слизистой оболочки полости рта.

В соответствии с современными требованиями санированным считают ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом молочные и постоянные зубы, удалены не подлежащие лечению зубы и корни, а также устранены воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Плановая санация слагается из комплекса организационных мероприятий, требующих для своей реализации усилий целого коллектива различных специалистов и средних медицинских работников.

Организация стоматологической помощи детям и подросткам и осуществление лечебно-профилактических мероприятий проводятся в тесном контакте с администрацией школы или другого детского учреждения, с преподавателями и воспитателями.

С целью планового и организованного проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных школах Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР в 1969 г. издали специальный приказ, который обязывает администрацию школ создавать необходимые условия для проведения лечебно-профилактической работы среди школьников. В соответствии с этим приказом школы совместно с органами здравоохранения составляют план-график проведения лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, в котором предусмотрено освобождение (при необходимости) учащихся от уроков для осуществления медицинского осмотра и лечебных мероприятий. На основании этих документов городской или районный отделы народного образования должны издавать внутренние приказы о выделении специальных дней в течение учебного года для проведения плановой санации полости рта.

Опыт работы Р. Г. Синицына, Л. И. Пилипенко, В. Н. Кузнецова (1971) показывает, что для оказания полноценной плановой стоматологической помощи детям и подросткам школьного возраста необходимо выделять не менее двух дней в учебном году. Эти дни должны быть предусмотрены для каждого класса в отдельности и учтены при составлении учебного плана и расписания занятий. Составленный график санации полости рта у детей согласовывается с завучем школы и подписывается директором (или завучем) и лицом, ответственным за ее проведение (главный врач поликлиники, заведующий стоматологическим отделением.).

Существуют три формы проведения плановой санации полости рта: централизованная, децентрализованная, смешанная.

При централизованной форме дети организованно с классным руководителем или воспитателем приходят в лечебное учреждение, в котором осуществляются все необходимые лечебно-профилактические мероприятия, включая рентгенологическое обследование, ортопедическое, ортодонтическое лечение. Эту форму целесообразно применять при наличии детской стоматологической поликлиники или отделения (не менее 5 — 6 кресел) и тогда, когда школы или детские сады расположены близко от лечебного учреждения. Централизованная форма санации удобна тем, что она позволяет провести все виды стоматологической помощи. Кроме того, под наблюдением педагогов, средних медицинских работников в ожидании приема дети читают книги, участвуют в беседах, изучают стенды, плакаты. В этом случае уместно провести беседу по гигиене полости рта, о значимости плановой санации и своевременного лечения зубов. Такая обстановка воспитывает у детей уважение к врачу, дисциплинирует их, способствует росту санитарной культуры. Постепенно ребенок привыкает к обстановке и начинает понимать, насколько важно это мероприятие.

При децентрализованной форме санации дети лечатся непосредственно в школе или детском саду. Она используется чаще при отдаленности детских учреждений от поликлиники. Эта форма позволяет изучить обстановку на месте, наладить непосредственный контакт со школьным врачом, выяснить общее состояние здоровья ребенка, однако условия работы стоматолога и медицинской сестры в этом случае не позволяют осуществить весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Исключены рентгенологическое обследование, сложное хирургическое вмешательство, ортодонтическое лечение и др. Детей, нуждающихся в этих видах помощи, приходится направлять в поликлинику. Однако и эта форма санации полости рта вполне приемлема, если ее правильно организовать. Опыт работы ряда стоматологических учреждений показывает, что в данном случае наиболее рациональным и эффективным является бригадный метод обслуживания в составе двух врачей и медицинской сестры. Сестра обеспечивает вызов детей с урока, ведет документацию, готовит пломбировочный материал и инструментарий. После завершения основных санационных мероприятий в школу следует направить хирурга-стоматолога и медицинскую сестру, которые выполняют намеченные небольшие хирургические вмешательства и завершают работу по санации.

При смешанной форме учащиеся одних школ санируются централизованно в поликлинике, другие — в школе или вначале осматриваются в школе, а затем нуждающиеся в лечении направляются в поликлинику. Эта форма наиболее приемлема в сельской местности. Недостаток ее в том, что определенная часть детей не попадает к врачу.

Медицинская сестра должна установить личный контакт с каждым классным руководителем, который непосредственно следит за ходом санации своих учащихся. Большую помощь может оказывать санитарный актив, в частности сандружинницы обеспечивают равномерное поступление учащихся в кабинет, следят за порядком, помогают медицинской сестре готовить инструментарий, замешивать пломбировочные материалы и т. п. Если организован хороший контакт с классным руководителем и учащимися, в этом случае удается охватить плановой санацией максимальное количество детей.

читать дальше