Течение и клинические проявления алкоголизма подростков

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

В подростковом возрасте наряду с интенсивный развитием всех органов и систем организма, связанным с кризисом полового созревания, происходит скачок и в психическом развитии, характеризующийся началом процесса формирования личности с определенной социальной позицией. И хотя эта личность еще далеко не зрелая, а оценка явлений окружающей жизни часто не соответствует действительности, определяясь преимущественно эмоциональным отношением к людям или событиям, все же основное значение для подростка приобретают стремление к самостоятельности, выработка собственных суждений и форм поведения.

В этот период складываются определенные представления о дружбе, сверстники начинают интересовать подростка как объект общения и в связи с этим занимают все большее место в его жизни. Ребенок становится членом подростковой группы с определенными принципами межличностных взаимоотношений и формами поведения, в частности складывается отношение к алкогольным напиткам. Участие в группе, где алкогольные формы поведения являются общепринятыми, влияет на формирование алкогольных установок у каждого члена группы. Однако не исключается влияния и других неблагоприятных условий микросреды: алкогольные формы поведения преобладают преимущественно в группах подростков, которые воспитываются в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, находятся в конфликтных взаимоотношениях, не уделяют достаточного внимания детям, рано приобщают их к употреблению алкоголя.

Установлено, чем раньше ребенок знакомится с действием алкоголя, тем выше риск развития у него раннего алкоголизма. Известны случаи болезненного пристрастия к алкоголю у грудных детей, чьи матери в период кормления грудью употребляли алкогольные напитки (Галина И. В., 1985). В частности, подобный случай был продемонстрирован несколько лет назад на заседании Московского городского общества невропатологов и психиатров: у грудного ребенка, мать которого злоупотребляла спиртными напитками, наблюдались признаки тяжелой алкогольной абстиненции, купируемые только очередной дозой алкоголя, поступающей с молоком матери.

Специальных работ, посвященных детскому алкоголизму, практически не встречается, хотя описаны случаи развития алкоголизма у детей до 10 лет (Захарова Л. Я., 1968; Стрельчук И. В., 1973). Причем подчеркивается, что алкоголизм в этом возрасте отличается крайне злокачественным течением с формированием патологического влечения к алкоголю и абстинентного синдрома в сроки, не превышающие нескольких месяцев.

В большинстве исследований приводятся особенности алкоголизма в подростковом и юношеском возрасте. Однако показатели частоты подростково-юношеского алкоголизма достоверно не установлены, хотя увеличение его отмечено во всех странах мира, прежде всего в США, ФРГ и Скандинавских государствах (Rosenberg, 1969; Globett, 1972; Iarema, 1976).

В целом алкоголизм определяется как прогредиентное заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией (Морозов Г. В., 1983). Ранний (подростковый) алкоголизм формируется к 14—18 годам. В этом возрасте для заболевания характерны особенности как клинических проявлений алкоголизма, так и его динамики.

Прежде всего большинство исследователей подчеркивают, что алкоголизм в подростковом возрасте формируется в сжатые сроки, намного быстрее, чем в зрелые годы (Стрельчук И. В., 1973; Гурьева В. А., Гиндинкин В. Я., 1980; Братусь Б. С., Сидоров П. П., 1984). Он отличается крайне злокачественным, галопирующим течением, что в известной мере обусловливает его атипичный характер (Портнов А. А., Пятницкая И. Н., 1973).