Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом нервной системы не плаксивы, не вспыльчивы, легко приспосабливаются к любой обстановке. У них редко возникают какие-либо неврозы, поэтому они реже других попадают в кабинет психоневролога.

На фоне того или иного темперамента ребенка различные ошибки в воспитании формируют у него различные неправильности характера. На некоторых из них мы вкратце остановимся.

При слишком суровом подходе к детям со слабым типом, применении к ним частых наказаний, особенно за случайные промахи, не зависящие от них проступки или неудачи, развивается (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «пассивно-защитный» тип поведения. Это забитые, робкие, трусливые дети, вечно боящиеся, что им попадет. Они боятся не только суровых родителей или воспитателей, но и своих товарищей, их насмешек, избегают участия в общих играх, боясь проявить неловкость или трусость.

Понятно, что так воспитываемый ребенок и в дальнейшей жизни не будет активным, полноценным членом коллектива.

Однако не лучше бывает и в тех случаях, когда родители проявляют жалость к ребенку со слабым типом нервной системы, ничего от него не требуют, во всем ему уступают, устраняют все препятствия с его пути.

При таком воспитании вырастет (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «инфантилизированный тип», т. е. ребенок, который долго, а иногда навсегда остается в своем поведении как бы малышом. Чрезмерные заботы, опека и мягкость родителей отучают таких детей от самостоятельности, лишают их возможности научиться преодолевать жизненные трудности, стимулируют слезливость, требовательность, своенравие, эгоизм. Такие дети растут мнительными, сосредоточенными на своих болезнях и ощущениях.

Дети с неуравновешенным типом нервной системы, у которых отстает тормозной процесс, обычно не плаксивы, не пугливы, но они слишком подвижны, непоседливы, шаловливы, драчливы, непослушны. В тех случаях, когда (при нормальных способностях) они получают в школе плохие оценки, причиной этого является не растерянность, как это бывает у детей со слабым типом, а неумение и нежелание сосредоточиться на задании, отвлекаемость на уроках.

Если детей с неуравновешенным типом нервной системы постоянно наказывают за случайные проступки или им часто попадает, когда они подвернутся «под горячую руку», у таких детей вырабатывается (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «агрессивно-защитный» тип поведения, при котором ребенок всегда готов к отпору, самозащите. Такой ребенок легко вступает в конфликт с родителями, воспитателями, обижает слабых, становится дезорганизатором коллектива, а иногда в виде протеста прибегает к сознательному разрушению, порче вещей.

Еще большей ошибкой является другая крайность, когда родители пытаются добиться успокоения возбудимого ребенка потаканием его нетерпимым, асоциальным поступкам.

Некоторые зарубежные психиатры считают, что предотвратить развитие невроза у возбудимого ребенка можно в том случае, если ему не препятствовать даже в самых нетерпимых его поступках (хулиганстве, онанизме, сквернословии, курении и т. п.). Ясно, что такие установки (в частности, являющиеся одной из причин роста преступности среди молодежи капиталистических стран) не только не способствуют устранению нервности, но формируют из возбудимого ребенка психопата и правонарушителя.

Конечно, слабость, неуравновешенность или инертность типа нервной системы усложняют воспитание ребенка, ибо на этой основе легче могут возникнуть те или иные нервные нарушения.