Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Именно эта группа детей особенно склонна к закреплению дурных привычек, навязчивым состояниям, извращениям, но об этом речь будет идти в последующих главах?

И. П. Павлов указывал, что кроме определения, к какому из основных четырех типов может быть отнесена нервная система данного человека, для его психической характеристики нужно определить и соотношение у него так называемых первой и второй сигнальных систем.

На основе первой сигнальной системы развиваются условные (т. е. приобретенные) рефлексы на непосредственные зрительные, слуховые, вкусовые, болевые и т. п. ощущения. Первая сигнальная система есть и у человека, и у животных.

На основе второй сигнальной системы развиваются условные рефлексы на символы, в первую очередь слова (устные или письменные), т. е., иначе говоря, абстрактное мышление. Второй сигнальной системы у животных нет, она есть только у человека.

Поясним сказанное примером. В комнате дремлет или играет кошка. В это время до ее слуха доносится звон бидона молочницы, принесшей молоко. Так как после ее прихода кошке ежедневно дают молоко, она прекращает все свои кошачьи занятия, настораживается, облизывается и скребется в дверь, чтобы ее пустили на кухню. Звон бидона, сопровождавшийся неоднократным получением молока, вызывает у кошки выделение слюны и желудочного сока, желание пить молоко. Это пример условного рефлекса, выработанного на основе первой сигнальной системы.

Возьмем аналогичный пример, относящийся к людям. Вы сидите в гостях, беседуете и совершенно не думаете о еде. Но в этот момент до вашего слуха донесся звон посуды: в соседней комнате накрывают стол к ужину. У вас пробуждается аппетит. Тут действует та же первая сигнальная система.

Но вот другой случай. Вы также сидите в гостях, заняты беседой... и не думаете о еде. Звона посуды вы не слышите, но хозяин говорит: «Пожалуй, пора садиться за стол»,— и у вас сразу появляется аппетит. Его появление было рефлексом на словесно выраженное предложение приступить к еде. У животных, как мы уже говорили, нет второй сигнальной системы, хотя собака ложится при команде «Куш!» или подходит при команде «Сюда!». Но собака не воспринимает смысла слов «куш» и «сюда», они являются для нее лишь привычным звуковым сигналом, на который собака реагирует так же, как кошка реагирует на звон бидона, т. е. через первую сигнальную систему. Если в разговоре с гостем хозяин заменит одни слова другими, совершенно отличными по звучанию, но аналогичными по смыслу, например скажет вместо «Пора садиться за стол» «Вы уже, наверное, проголодались?», эффект будет тот же. А если собаке вместо слова «куш» вы скажете: «Не плохо было бы тебе прилечь» или «Правды в ногах нет», собака не выполнит вашего указания.

Создав учение о сигнальных системах, И. П. Павлов ярко охарактеризовал людей с преимущественно образным мышлением, высшая рефлекторная деятельность которых строится на непосредственных чувственных ощущениях, и людей, с преимущественно абстрактным мышлением, чья высшая условная рефлекторная деятельность основывается в первую очередь на словесных символах.

Большинство людей, разумеется, занимают какую-то среднюю позицию между этими двумя крайними типами. У любого человека есть как первая, так и являющаяся надстройкой над ней вторая сигнальная система, обе они находятся в самом тесном взаимодействии.

Если вы спросите человека с относительным преобладанием первой сигнальной системы, какие учебные предметы ему больше нравились во время обучения в школе, то обычно услышите в ответ, что литература или история, т. е. то, что действовало на воображение; человека же с относительным преобладанием второй сигнальной системы больше привлекала математика или логика; человек среднего между ними типа обычно говорит, что он одинаково относился к гуманитарным и точным наукам, или заявляет, что увлекался больше естествознанием или техникой.

При прочих равных условиях люди с резким преобладанием первой сигнальной системы при вызванном жизненным конфликтом нервном срыве более склонны к истерии, при гипертрофированном преобладании второй сигнальной системы — скорее впадут в психастению, а при приблизительно одинаковом развитии обеих сигнальных систем, что встречается чаще, заболеют неврастенией, которая поэтому и является самой распространенной формой невроза.