Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

В предыдущей главе мы говорили о тех основных принципах формирования полноценной нервной системы, которыми необходимо руководствоваться в воспитании любого ребенка.

Однако нет ничего сложнее и индивидуальнее человеческой психики, в том числе и психического мира ребенка. Недаром А. С. Макаренко подчеркивал, что нет и не может быть стандартных, одинаково пригодных для всех детей методов воспитательного воздействия.

И действительно, как часто родители и воспитатели в горестном изумлении разводят руками: так же воспитывали других детей, и все было хорошо, а с этим ничего не получается.

Нужно всегда помнить, что самые лучшие, теоретически обоснованные и практически проверенные воспитательные и педагогические рекомендации будут действенны лишь тогда, когда они будут индивидуализированы, т. е. приспособлены к особенностям данного, конкретного ребенка. Порой очень нелегко суметь приспособить их, найти именно тот подход, те меры воздействия, которые пригодны для данного ребенка. Для этого необходимо знать, какие бывают темпераменты и характеры, уметь определить тип нервной системы ребенка.

Под темпераментом обычно понимаются основные особенности нервной системы данного человека, т. е. тип его высшей нервной деятельности. Темперамент, как указывал И. П. Павлов, есть сплав врожденных и приобретенных свойств личности, причем приобретенные особенности темперамента зависят в первую очередь от особенностей воспитания в раннем детстве.

Под характером понимаются те конкретные особенности психических проявлений, которые возникают на базе свойственного данному человеку темперамента в результате воздействия на него разнообразных жизненных условий.

И. П. Павловым была создана стройная и научно обоснованная система классификации различных типов нервной системы, построенная на анализе силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Кора головного мозга человека (независимо от возраста) состоит из 14—15 миллиардов нервных клеток. Деятельность этих клеток и определяет нервно-психическое состояние человека. Клетки коры мозга могут находиться или в состоянии возбуждения, т. е. активности, или в состоянии торможения, т. е. отдыха. В каждый данный момент какая-то часть клеток коры находится в состоянии возбуждения, а другая в состоянии торможения. Волны возбуждения и торможения то разливаются по коре, то концентрируются в какой-то точке, вызывают возникновение друг друга (так называемая индукция), сталкиваются и борются между собой. Если бы возбужденные участки коры светились, а заторможенные участки были затемнены, мы бы увидели, как непрерывно в самой причудливой конфигурации то вспыхивают, то угасают различные участки мозга.

За счет возбуждения тех или иных участков коры мозга проявляется вся наша нервно-психическая активность (мысли, переживания, ощущения, движения и т. д.).

Торможение в клетках мозга возникает непроизвольно при слишком сильном или длительном их раздражении (этот вид торможения, предохраняющий клетки от разрушения, И. П. Павлов назвал пассивным или внешним торможением), а также произвольно, когда надо подавить или ограничить излишнее, вредное в данной жизненной ситуации, возбуждение (этот вид торможения И. П. Павлов назвал активным или внутренним торможением).

Для установления типа нервной системы у человека надо определить силу обоих процессов в коре, их уравновешенность и подвижность.

Под силой нервной системы понимается способность клеток коры головного мозга без срывов переносить резкие и длительные напряжения. Сила нервной системы у человека проявляется в работоспособности, инициативе, настойчивости, смелости, умении и желании преодолевать трудности.

Люди с сильным типом нервной системы охотно выполняют работу, требующую большого напряжения сил, получают удовлетворение от преодоления препятствий.

Наоборот, люди со слабым типом пытаются избежать активности, напряжения, уйти от опасности, а если это невозможно, дают невротические срывы или иногда погружаются в длительный глубокий сон (запредельное охранительное торможение коры).

Таким образом, даже простой опрос человека о его склонностях, поведении и переживаниях при различных жизненных обстоятельствах дает возможность составить представление о силе его высшей нервной деятельности.