Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

У новорожденного ребенка вторая сигнальная система (реакция на смысловое значение слова) отсутствует. Она начинает постепенно развиваться со второго года жизни ребенка в результате речевого общения с окружающими. Естественно, что чем младше ребенок, тем слабее развита у него вторая сигнальная система. Поэтому гипертрофированного патологического преобладания второй сигнальной системы (как это изредка встречается у взрослых, страдающих психастенией) у детей почти не бывает. Зато с недоразвитием второй сигнальной системы и излишним преобладанием первой (т. е. образного мышления) мы встречаемся у детей очень часто. Эта слабость второй сигнальной системы предрасполагает, в частности, к истерии, проявления которой столь часты особенно у маленьких детей и на рассмотрении которой мы остановимся в последующих главах. Кроме того, недоразвитие второй сигнальной системы является препятствием к полноценному освоению школьной программы, которое требует умения абстрактно мыслить. Все это делает своевременную тренировку второй сигнальной системы у детей очень важным делом как с медицинской, так и с педагогической точки зрения.

Для развития и укрепления второй сигнальной системы и ее неразрывной связи с первой нужно, чтобы каждое сказанное ребенку слово было подкреплено соответствующим ему реальным ощущением. Каждое обещание должно быть выполнено. Если вы обещали купить мороженое, то обязательно должны купить его ребенку, и именно мороженое, а не заменить его шоколадом, даже если это и безвреднее, так как слово «мороженое» должно быть поддержано соответствующим видом, вкусом, ощущением холода. Слово «мороженое» должно вызывать такую же эмоциональную и вегетативную (слюно-, соковыделение и т. п.) реакцию, как поднесенный ко рту стаканчик с мороженым. Если вы обещали в воскресенье пойти с ребенком в зоопарк, вы должны это обязательно сделать. Даже в том случае, если ребенок в чем-то провинился, вы не имеете права не выполнить обещанного (если оно не было обещано условно, например при хорошем поведении). Если это абсолютно необходимо, то за провинность накажите ребенка, но обещанное не может быть не выполнено.

То же относится и к угрозам. Недопустимы невыполнимые угрозы, к которым иногда прибегают по отношению к маленьким детям: собака укусит, милиция заберет и т. п. Пригрозить можно только той карой и лишь в том случае, когда вы уверены в ее реальности. При малейшем сомнении лучше воздержаться от угроз.

Ко мне на прием мать приводит свою дочку с жалобой на ее упорное непослушание, причину которого мать не может понять. Я начинаю осматривать девочку и тут неожиданно мне становится ясной причина ее хронического непослушания. Когда во время осмотра девочка высунула язык, мать тут же заявила: «Сейчас тебе доктор язык отрежет». Естественно, язык девочке я не отрезал, и тем самым угроза оказалась невыполненной.

Мне стало ясно, что мать, постоянно прибегая к таким же невыполнимым угрозам, и выработала у девочки стойкое убеждение, что за словами не следует их реальное выполнение. А это послужило причиной того, что слова вообще перестали для нее что-либо значить и управлять поведением ребенка с помощью слова стало уже невозможно.

Для развития и укрепления второй сигнальной системы, кроме обязательного адекватного, т. е. соответствующего, выполнения всего сказанного ребенку, нужно также, чтобы и сам ребенок, по мере того как он овладевает речью, пользовался ею. Для этого нужно выполнять лишь его желания, выраженные словами: «дай», «хочу пить», «не надо» и т. п.— и делать вид, что вы не понимаете его желаний, выраженных только жестами, без сопровождения их словами, которыми уже овладел ребенок.

Итак, правильное, продуманное воспитание дает возможность исправлять врожденный тип нервной системы, тренировать нужные черты характера.