Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Однако совершенно ошибочна точка зрения, что если у ребенка от природы слабый, неуравновешенный или инертный тип нервной системы, то он ущербен, не сможет быть полноценным членом общества, обречен на различного рода нервные расстройства.

Это абсолютно неверно. Целенаправленным воспитанием можно видоизменить тип нервной системы. Силу нервной системы можно тренировать, постепенно приучая ребенка преодолевать трудности. Убеждаясь на собственном опыте, что они преодолимы, он перестанет пасовать перед ними. Так же следует приучать ребенка быть смелым. Например, ребенка, боящегося животных, постепенно подводить к ним все ближе, гладить и кормить их на его глазах, а затем предложить и самому их погладить и покормить. Боящегося ходить по мосткам, несколько раз провести по ним держа за руку, затем дать ему пройти, придерживаясь за веревку, другой конец которой держит взрослый, и т. д.

Ребенку, который боится ответов у доски или публичных выступлений, предлагают дома отвечать приготовленный урок подчеркнуто спокойным, уверенным голосом, как будто бы он играет на сцене спокойного, смелого, жизнерадостного, уверенного в себе человека.

Всякий успех такого ребенка надо сопровождать похвалой; и, наоборот, страх, плач и другие проявления слабости не должны вызывать сочувствия. Не надо ругать, стыдить или наказывать ребенка за трусость, но она должна вызывать равнодушное пренебрежение.

Не надо резко, силой преодолевать страх ребенка перед чем-либо: бросать на глубокое место боящегося воды, запирать в темной комнате боящегося темноты, ставить на подоконник боящегося высоты и т. п., так как такие «методы», вызывая у слабого пугливого ребенка острый страх, могут зафиксировать эту боязнь, развить невроз.

Хорошо пугливым детям со слабым типом нервной системы рассказывать и читать о героических поступках людей, и особенно детей, вызывая желание подражать им.

У детей с неуравновешенным типом нервной системы надо постепенно тренировать тормозной процесс, приучая их, когда это необходимо, обуздывать свои желания, согласовывать их с реальными возможностями и интересами окружающих. Чтобы не перегружать тормозной процесс, не надо запрещать то, что может быть дозволено. Слова «нельзя» или «надо» должны применяться как можно реже. Ребенок должен знать, что без необходимости его свободу не ограничат. Но если взрослые сказали «надо» или «нельзя», это должно быть законом, и ребенок должен убедиться, что не выполнить приказание невозможно.

Если вы не уверены, что ребенок выполнит ваше приказание и у вас нет сейчас времени или возможности заставить его выполнить, то лучше не отдавайте этого приказания.

Слово «нельзя» должно автоматически включать торможение, но прибегать к «нельзя», особенно на первых порах, надо как можно реже.

Детям с неуравновешенным типом нервной системы надо дать возможность разрядить свою энергию. Поэтому следует не только не препятствовать, но всячески втягивать их в занятия спортом или игры, требующие активности и инициативы, спортивные секции, технические кружки, туристские походы, назначать их ответственными дежурными по охране порядка и т. п.

К таким детям недопустимо применение наказаний, ограничивающих активность и свободу (ставить в угол, лишать прогулок, не пустить на каток и т. п.), так как подобные наказания, перегружая и без того слабый у них тормозной процесс, лишь повышают неуравновешенность и возбудимость. Не следует выполнять желаний возбудимых детей, когда они выражены повышенным, агрессивным тоном, но надо по возможности идти навстречу спокойно высказанной просьбе ребенка. Когда ребенок требует что-либо повышенным тоном, можно даже демонстративно делать вид, что вы его не слышите, пока он не попросит спокойно.

У детей с инертным типом нервной системы надо тренировать подвижность нервных процессов. Для этого необходимо очень постепенно приучать таких детей к смене впечатлений, к новым людям, новому распорядку дня и т. п. Лучше всего здесь помогают туристские походы, занятия различными видами спорта и игры, требующие быстрого переключения деятельности и внимания. Однако резко ломать распорядок жизни таким детям нельзя, так как они трудно воспринимают все непривычное и такая ломка может вызвать у них нервный срыв.