Дети бывают разные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Показательны в этом отношении поведение и особенно переживания человека во время сдачи экзаменов, публичных выступлений и т. п. Человек с сильным типом нервной системы получает даже удовольствие от процесса сдачи экзаменов, от острой дискуссии по его выступлению, от отстаивания своей точки зрения перед авторитетным и сильным «противником»; для человека же со слабым типом нервной системы процесс сдачи экзаменов, ответственного публичного выступления и т. п., даже при удачном их конечном результате, крайне мучителен, как всякая необходимость напрягаться и пребывать в трудной для него ситуации.

Для людей со слабым типом высшей нервной деятельности всякая активная борьба неприятна, поэтому они, даже считая себя правыми, часто предпочитают уступить, подчиниться чужому мнению — лишь бы не противодействовать; отсюда и повышенная внушаемость людей этого типа.

Сильный тип нервной системы разделяется на уравновешенный и неуравновешенный.

Под уравновешенностью понимается способность нервной системы путем внутреннего торможения уравновесить излишнее, ненужное в данной обстановке возбуждение.

Слабый тип по этому критерию делить не целесообразно: при отсутствии сильного возбуждения в коре в ней нечего и уравновешивать.

Уравновешенные люди умеют обуздывать свои эмоции, сдерживаться, если нужно, отложить выполнение своих желаний.

Неуравновешенные страдают вспыльчивостью, раздражительностью, иногда приступами безудержного гнева. У таких лиц не хватает выдержки, терпения; всякая необходимость ждать или отложить выполнение задуманного для них томительна. Часто такие люди трудно засыпают и легко просыпаются, что указывает на преобладание у них процессов возбуждения над процессами торможения, так как сон является видом коркового торможения.

Если человек слабого типа при каком-либо волнующем или обижающем его событии (например, незаслуженном упреке) уходит в себя, долго плачет, то человек неуравновешенного типа при тех же обстоятельствах вспылит, раскричится, может ударить обидчика или швырнуть на пол подвернувшуюся под руку вещь.

Сильный уравновешенный тип разделяется по подвижности на подвижный и инертный.

Под подвижностью типа высшей нервной деятельности понимается способность коры головного мозга с изменением обстановки легко и быстро перестраивать систему условно-рефлекторных связей.

Под инертностью понимается, наоборот, склонность прочно фиксировать раз созданные системы условных рефлексов и тем самым трудность их изменения, перестройки.

Люди с подвижным типом нервной системы легко приспосабливаются к быстро меняющимся условиям внешней среды, легко меняют свои навыки и привычки; часто испытывают даже потребность в изменении обстановки. Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой для них легко и даже приятно. Такие лица обычно легко и быстро переходят от бодрствования ко сну и обратно.

Люди с инертным типом нервной системы длительно и болезненно приспосабливаются к новым жизненным условиям, с трудом меняют свои привычки. Частая и быстрая смена условий работы для них трудна и мучительна. Обычно такие люди медленно погружаются в сон (особенно в не совсем привычной для них обстановке) и относительно медленно пробуждаются.

Конечно, все приведенные критерии определения типа нервной системы человека даны здесь очень упрощенно и схематично, но, пользуясь ими, можно ориентировочно определить, к какому типу приближается нервная система данного человека, и получить общее представление об основных типах.

Естественно, что самым ценным типом, реже всего дающим те или иные неврозы, является сильный, уравновешенный, подвижный. Остальные типы при неблагоприятных условиях жизни и воспитания имеют склонность к тем или иным неврозам: слабый тип — к истерии или астенической форме неврастении; неуравновешенный — к наиболее часто встречающейся гиперстенической форме неврастении, инертный — к неврозу навязчивых состояний. О всех этих формах неврозов и причинах их возникновения мы будем говорить в последующих главах.

Посмотрим на конкретных примерах, как проявляются различные типы нервной системы у детей.