Глухонемота

Глухонемота — врожденная или приобретенная в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи.

Овладение словесной речью в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до развития речи (до 1 года), то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко даже и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2—3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принимаются специальные меры для ее сохранения и развития.

Причиной глухонемоты могут быть любые врожденные аномалии слухового органа и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте (см.). Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается.

Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. У взрослых и детей старшего возраста это не представляет трудности. Значительные затруднения возникают при диагностике глухонемоты у маленьких детей. Отсутствие слуха у грудных детей и у детей младшего дошкольного возраста часто остается незамеченным, а поводом к обращению за помощью является обычно задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. В этих случаях отграничение глухонемоты от речевых нарушений при нормальном слухе (см. Алалия, Афазия) представляет нередко сложную задачу и требует участия в обследовании ребенка врачей и педагогов (оториноларинголога, психоневролога, сурдопедагога, логопеда).

Лечение, профилактика. Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом или врожденного недоразвития слухового органа, или законченных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При наличии остаточных патологических процессов в слуховом органе проводится лечение по указанию оториноларинголога.

Борьба с глухонемотой заключается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте (см. Глухота), а также в преодолении ее последствий путем специального воспитания и обучения детей, лишенных слуха. Существующий в СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых. Все глухонемые дети, начиная с ясельного возраста, охватываются    сетью   специальных учреждений (ясли, детские сады, школы). В этих учреждениях глухонемые овладевают словесной речью, в том числе и устной ее формой, получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку. При обучении глухонемых словесной речи используется зрительное восприятие устной речи (чтение с губ) и пальцевая азбука (дактилология). В качестве вспомогательных средств привлекаются тактильно-вибрационные ощущения и имеющиеся у многих глухонемых остатки слуха. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами. Во всех союзных республиках имеются общества глухонемых, которые ведут большую работу по профессиональному обучению, трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию глухонемых.