Любопытен пример, приводимый А. Крекке.
Как уже отмечалось выше, Бисмарк крайне пренебрежительно относился к лечащим его медикам. Когда его впервые посетил врач Швенингер и начал подробно расспрашивать о болезни, канцлер недовольно заметил, что у него мало времени для ответа на все вопросы. «Da mtissen Sie sich einen Tierarzt holen» («Тогда лечитесь у ветеринара»), — тут же ответил Швенингер. Как ни странно, но, видимо, этим и было завоевано доверие Бисмарка. Швенингеру же принадлежит изречение: «Arzt sein das heisst der Starkere von zweien sein» («Быть врачом — значит всегда быть сильнейшим из двух»).
Не хотелось бы, чтобы этот пример расценивался как призыв к грубости. Он лишь подчеркивает необходимость в известной твердости со стороны лечащего врача при обследовании и лечении любых пациентов. Еще Гиппократ, касаясь поведения врача, считал нужным отметить, что «поспешность и чрезмерная готовность даже если бывают весьма полезны, презираются ...».
Твердость, повторяю, оправдывается только интересами пациента, и она не должна переходить границ корректности. Николай Семенович Молчанов говорил: к каждому больному надо относиться как к генералу. Но лечить как солдата!
Перечень качеств, которыми должен обладать врач, можно продолжить: он должен быть психологом и дипломатом, артистом и педагогом и т. д.
Надо сказать, что вряд ли найдется медик, который бы обо всем этом не слышал, по крайней мере, при получении диплома.
Много пишут об этике врача. И хотя этические нормы, несомненно, во многом определяют его авторитет, этика и авторитет далеко не одно и то же. Можно вести себя вполне этично, оставаясь плохим врачом, хотя настоящий авторитет без соблюдения этических норм немыслим.
Существует мнение, что выделять медицинскую этику в самостоятельное понятие неправомерно, ибо этика людей, объединенных по определенному профессиональному признаку, не может не совпадать с моральными принципами того или иного общества, эпохи или класса. Это положение, безусловно, правильно. В то же время нельзя не учитывать характерных черт того или иного рода деятельности, особенно когда речь идет о столь специфической сфере, как медицина и здравоохранение. Еще Ф. Энгельс указывал, что каждой профессии присуща собственная мораль.
После того как в начале XIX столетия английский философ-моралист и утилитарист И. Бентам ввел в обиход термин «деонтология» — учение о должном, появилось множество публикаций, рассматривающих ее взаимосвязь с этикой. Конечно, в последней проблема долга является одной из основных. Однако учение о медицинской деонтологии, являясь отражением этических концепций, носит, думается, более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики для терапевта и отдельно для хирурга или окулиста), то деонтология обрела специализированные особенности, обусловленные ее более прикладными чертами. Об этом свидетельствует то, что медико-деонтологические проблемы рассматривают чаще всего во взаимосвязи с той или иной медицинской профессией: различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д. Деонтология является разделом этики и, хотя понятия эти не тождественны, их следует рассматривать в диалектической взаимосвязи.