В социалистическом обществе ликвидированы противоречия между профессиональным долгом медицинских работников и общественными отношениями. Эти основополагающие принципы предопределяют отсутствие принципиальных отличий в нравственных началах деятельности врачей различных стран социализма. Тем не менее в некоторых из них, наравне с государственной системой здравоохранения, допускается частная практика, выбор врача, естественны также некоторые различия в законодательстве, в отдельных положениях, касающихся прав и обязанностей врачей.
Нами уже отмечено, что ряд новых нравственных проблем в медицине порожден научно-технической революцией.
В условиях возросших возможностей медицинской науки и практики возникли этические вопросы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемости и особенно с экспериментами на людях. Помимо ранее принятых международных актов, XV конференция Совета международных организаций медицинских наук (Манила, 1981) приняла декларацию, одобренную специальным комитетом Всемирной организации здравоохранения, согласно которой «интересы испытуемых должны всегда превалировать над интересами науки и практики». Целесообразности и результатам исследований на людях с этической точки зрения должна давать оценку независимая комиссия.
Современная система здравоохранения поднимает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной тайны. В связи с увеличением числа лиц, имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, многие вспомогательные кабинеты, профсоюзные организации и др.), проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того, как уже подчеркивалось выше, возросшая образованность пациентов сопровождается их повышенным интересом к диагнозам, результатам исследований, прогнозу течения болезни. Учитывать необходимо оба обстоятельства, ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений не только окружающим, но и самому больному, если они не находятся в противоречии с интересами общества.
Успехи трансплантологии и возросшие возможности продления жизни, а точнее функционирования органов при отсутствии сознания, привели к необходимости закрепления юридических и этических сторон этих проблем в виде специальных международных актов, а в ряде стран — в законодательном порядке.
Еще на заре развития трансплантологии пересадка роговицы глаз от умерших или отдельных органов, переливание крови были регламентированы постановлением Совета Народных Комиссаров СССР (1937). В последующем Министерством здравоохранения СССР был издан ряд специальных документов. Аналогичные акты, инструкции приняты примерно 30 государствами (США, Канада и др.).
Единое определение понятия смерти во всех странах отсутствует. Наиболее общепринятые критерии содержит «Сиднейская декларация» (1969). Этот вопрос также имеет большое этическое значение как при решении вопросов трансплантации, так и эвтаназии За последние годы рекомендации многих зарубежных авторов сводятся к тому, чтобы предоставить больным безнадежными заболеваниями право принимать решение о прекращении терапии. Однако лицом, осуществляющим его, остается врач, что создает тяжелую нравственную коллизию, в основе которой — обязанность врача бороться за сохранение и продление человеческой жизни. Международных документов по этому вопросу до сих пор нет.
Как и для любого человека, для врача или медицинской сестры соблюдение нравственных принципов жизни не может ограничиваться рамками рабочего времени или должностных инструкций.
В основе наказуемых профессиональных деяний (или бездеятельности) медицинских работников всегда находятся нарушения принципов медицинской этики. В то же время несоблюдение принципов нравственности чаще не является предметом юриспруденции или законодательства.