За рубежом (ФРГ, Франция и др.) участились случаи предъявления врачам иска за запоздавшую госпитализацию, неправильное лечение и т. п. Требования компенсации рассматривают суды, медицинские ассоциации, специальные комиссии «примирения» и др.
На состоявшейся в Праге (1974) IV медико-правовой международной конференции были высказаны мнения о том, что в условиях появления новых морально-этических проблем в медицине целесообразно создание медицинского права. Эту точку зрения поддержали и представители СССР.
Присяга, которой не дают представители других мирных специальностей, подчеркивает уникальность врачебной деятельности. Как ни в одной иной профессии, во враче смыкаются общечеловеческие, гражданские и профессиональные нравственные начала. Именно поэтому врачи принимают особенно большое участие в движении за мир на земле, за предотвращение ядерной войны. Мне довелось видеть Хатынь и Лидице, Бухенвальд и Хиросиму. Врач, для которого каждая спасенная человеческая жизнь — это радость, праздник, счастье, не может оставаться равнодушным к противоречащему совести и разуму массовому уничтожению людей.
Авторитет нашей профессии не позволяет оставаться в стороне от этого.
На IX Всемирном конгрессе кардиологов (1982) в лекции, посвященной памяти выдающегося ученого и большого друга нашей страны Поля Д. Уайта, один из организаторов движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» американский кардиолог профессор Б. Лаун отметил, что, если не будет мира, нет смысла в здоровом сердце. «Здоровые сердца людей во всем мире, — подчеркнул академик Е. И. Чазов, — бьются в одном ритме... Люди хотят счастья и благополучия ... Вот почему борьба за предотвращение ядерной войны, за спасение жизни на земле — долг каждого честного человека, долг каждого врача...»
К этому обязывает особо высокий престиж нашей деятельности.
III международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» счел нужным внести в «Клятву Гиппократа» следующее дополнение: «Как врач XX века, сознающий, что ядерное оружие представляет собой беспрецедентный вызов моей профессии, что ядерная война будет последней эпидемией для человечества, я сделаю все, что в моих силах, во имя предотвращения ядерной войны». Идя навстречу пожеланиям советской медицинской общественности, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 15 ноября 1983 г. дополнил соответственно текст присяги врача Советского Союза.
Возвращаясь к проблеме врачебного авторитета, отметим, что на нем сказывается влияние ряда факторов.
Прежде всего, речь должна идти о том, как врач относится к своему долгу. Уже перечислялись качества, которыми он должен обладать. Но не говорилось о черте, которая должна быть присуща каждому, кто работает, — о добросовестности. Недобросовестность с врачебной деятельностью несовместима. Люди легче прощают доктору незнание, чем недобросовестность. Последняя предполагает сознательно халатное отношение к больному, и я позволю себе утверждать, что такие врачи являются исключением.
Чаще, к сожалению, встречается доктор, который спешит. Спешка порождает невнимательность, поверхностность, ошибки.
К слову сказать, почему больные иногда стремятся попасть к частнопрактикующему врачу или гомеопату? Потому что, какими бы ни были эти медики, они по крайней мере не торопятся.
Ведь больной хочет, чтобы врач его не только послушал, но и выслушал. А вместо этого:
— На что жалуетесь? .. Раздевайтесь... Быстрее... Так... По столовой ложке... Когда? Все равно, до или после еды...
Или:
— Боитесь рака? Ничего, теперь все боятся рака... Следующий!
Еще примеры.
— Сколько вам лет? Семьдесят четыре. А какова средняя продолжительность жизни для мужчин в Советском Союзе? .. То-то же. Свое уже пережили... Чего же вы еще хотите?