Анамнез

Анамнез, или расспрос об обстоятельствах, предшествовавших и сопутствовавших данному заболеванию, является очень важным моментом в общем исследовании.

Правильно, подробно и точно собранный анамнез очень часто уже сразу направляет мысль врача по верному пути, и, наоборот, недостаточные или спутанные анамнестические данные могут значительно затруднить дальнейшую правильную диагностику и терапию. Детскому врачу обычно приходится расспрашивать не самого больного, а родителей, чаще всего мать или других лиц, окружающих ребенка. Однако не следует отказываться от некоторых дополнительных вопросов и самому больному, даже сравнительно раннего возраста; конечно, получаемые от ребенка ответы должны быть использованы с осторожностью, так как дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои субъективные ощущения.

Выяснив имя, фамилию и возраст ребенка, лучше всего начинать собирание анамнеза с расспроса матери, терпеливо предоставляя ей возможность свободно высказать все, что она сама считает необходимым сообщить врачу о болезни своего ребенка.

Матери склонны рассказывать не о фактической стороне заболевания ребенка, а больше о своих предположениях о причинах и сущности возникшего у него страдания. От врача требуется много такта и опыта, чтобы умелыми вопросами направлять ее рассказ по правильному пути. Опрос родителей часто целесообразно проводить в отсутствие ребенка.

По окончании рассказа матери следует дополнительно расспросить ее о последнем заболевании ребенка, уточняя все моменты: время заболевания, особенности его начала и дальнейшего течения, характер температурной кривой и основные болезненные проявления со стороны всех систем органов (стул, рвоты, кашель, насморк, судороги, субъективные жалобы и т. д.). Одновременно необходимо подробно выяснить, какое уже было проведено лечение раньше и каковы его результаты.

Выяснив анамнез заболевания (anamnesis morbi), по поводу которого ребенок поступает под наблюдение, врач приступает к подробному выяснению анамнеза предшествовавшей жизни больного, условий, в которых протекало его внутриутробное и внеутробное развитие, ранее перенесенных заболеваний и т. д. (anamnesis vitae).

Мы считаем наиболее целесообразным начинать расспрос по анамнезу жизни больного с установления возраста родителей, их профессии и условий жизни и работы. Эти моменты, отражаясь на здоровье родителей, могут влиять и на внутриутробное развитие плода, следовательно, и на общее состояние новорожденного, а также и на лактационную способность матери, что в свою очередь сказывается на развитии ребенка грудного возраста.

Далее нас интересуют острые заболевания матери в период беременности, хронические инфекции и интоксикации родителей (алкоголизм, морфинизм, туберкулез, сифилис, болезни обмена веществ, эндокринные расстройства и т. д.).

Останавливаясь на этих моментах, следует не только констатировать факт того или другого заболевания, но и познакомиться несколько подробнее с особенностями их течения у родителей.

Особенно внимательно надо выяснить число предшествовавших у матери беременностей и родов, число выкидышей, естественных и искусственных, а также и причины преждевременного перерыва беременностей.

Практически важно знать, сколько было в семье детей, сколько из них доношенных и недоношенных, сколько умерло и от каких причин, как физически и умственно развиваются дети, оставшиеся в живых, как и чем они болели, если отмечались диатезы, то какие, и, конечно, в каких условиях жили братья и сестры больного, при каких обстоятельствах заболевали или умирали (влияние внешних факторов).

Ответы на эти вопросы позволяют дать общую характеристику семьи и очень часто дают верное направление врачебной мысли; так, например, повторные самопроизвольные выкидыши заставляют думать о возможном сифилисе у родителей, даже если он ими отрицается; обнаружение, по данным опроса, в семье больного гемофилика позволяет правильно понять этиологию хронических деформаций суставов; неблагоприятные условия быта и работы делают ясными причины частых в семье ревматических и других заболеваний и т. д.

Затем следует перейти к собиранию сведений о самом заболевшем ребенке, что удобнее всего делать в хронологическом порядке. Сперва освещаются моменты, касающиеся периода внутриутробного развития: какой ребенок по счету в семье, как протекала беременность в данном случае; если мать болела в период беременности, то как и чем; какую она выполняла работу на производстве и за сколько времени до родов ушла в отпуск; закончилась ли беременность в срок или раньше срока и, наконец, как протекали роды.

Особенного внимания заслуживают период новорожденности и грудной возраст. Для характеристики этих периодов важно: состояние ребенка при рождении, его первоначальные вес и длина тела, наличие родовых травм, заболевания в период новорожденности. Большое влияние на развитие ребенка оказывает состояние вскармливания, а потому эта сторона требует самого подробного анализа: как ребенок вскармливался, начиная с первых дней жизни — по часам или беспорядочно, с ночным перерывом или без него, когда введены докорм и прикорм, какой прикорм получал ребенок, когда он отнят от груди, с какого времени получает витамины, какова была диета после года и, наконец, как питался он до последнего заболевания и во время его.

Если при собирании этих сведений выясняется, что питание ребенка уклонялось от средних норм, например рано или слишком поздно введен прикорм, ребенок рано отнят от груди и т. д., следует выяснить, какие были к этому причины.

Правильная оценка этих моментов имеет большое значение даже и тогда, когда речь идет о сравнительно отдаленном прошлом заболевшего ребенка более старшего возраста. Эти анамнестические данные почти всегда имеют решающее значение и для диагноза, и для правильной терапии, когда обследуется ребенок раннего возраста с острым или хроническим расстройством питания или пищеварения.

Наряду с вопросами о питании ребенка, необходимо подробно расспросить, как развивался в течение всей своей жизни ребенок физически и психически, каково было его состояние перед последним заболеванием, не отмечались ли изменения в настроении и характере и какие изменения произошли во время болезни.

Необходимо выяснить, какие болезни перенес ребенок и как они у него протекали; следует подробно расспросить о появлениях диатезов, выяснить, чем они провоцировались и какой терапии (диете, медикаментозному лечению и т. д.) лучше всего поддавались; специально надо остановиться на перенесенных инфекциях и на недавних контактах с больными острыми (корь, скарлатина, коклюш, свинка и т. д.) и хроническими (туберкулез) инфекционными заболеваниями. Оценка этих моментов часто в значительной степени облегчает правильный диагноз и, кроме того, имеет большое эпидемиологическое значение, позволяя правильно организовать борьбу с внутрибольничными инфекциями. В заключение надо узнать, какие предохранительные прививки (туберкулез, оспа, дифтерия, тифы и т. д.) и когда были сделаны ребенку, вводились ли ему какие-либо чужеродные сыворотки.

Далее следует выяснить, посещал ли ребенок ясли, детский сад, школу, не состоял ли он на специальном учете туберкулезного диспансера, малярийной станции, ревматологического кабинета поликлиники, в консультации как перенесший колит или дизентерию и т. д., и если состоял, то с какого времени и как долго.

На возникновение и течение болезней громадное влияние оказывают бытовые условия, окружающие ребенка: жилищные условия, пользование воздухом (прогулки), правильное физическое воспитание, санитарно-гигиенические факторы, условия воспитания и т. д. Необходимо всегда интересоваться особенностями поведения ребенка в семье и в коллективе детей, отношением ребенка к школьным занятиям, его школьными успехами и т. д. Все эти моменты должны быть изучены самым внимательным образом. В ряде больниц данные, получаемые от матери, пополняются обследованием бытовой обстановки ребенка, проводимым специальными сестрами. При отсутствии возможности получить эти сведения таким путем следует использовать материалы работы патронажных сестер консультаций.

Собрав все сведения о заболевшем ребенке, целесообразно еще раз просмотреть данные, полученные о его последней болезни, и уточнить их, учитывая все моменты, дополнительно выясненные из анамнеза.