Методика исследования ребенка и оценка полученных данных (общая семиотика)

Методика исследования ребенка весьма своеобразна и требует от врача не только хорошего знания возрастных анатомо-физиологических особенностей детей, но и некоторого специального умения подойти к ребенку, «вступить с ним в хорошие отношения» и заставить его верить и подчиняться. Педиатр при исследовании детей должен не только в совершенстве владеть специальной техникой исследования, но, кроме того, обладать исключительным терпением и выдержкой, никогда не раздражаться у постели беспокойного и «непокорного» маленького больного.

Немало терпения, выдержки, такта и неподдельной чуткости требуется от врача и по отношению к матери и другим близким ребенку людям. Детский врач никогда не должен ограничиваться только лечебными функциями, а должен уделять значительное внимание прежде всего вопросам профилактики; и притом не только диететике и гигиене, на которых мы подробно остановимся ниже, но и вопросам воспитания, не забывая, что педиатр является не только врачом, но часто до некоторой степени и воспитателем как ребенка, так и матери.

Исследование ребенка распадается на: 1) анамнез и 2) объективное исследование (общий осмотр состояния кожи и подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышечной системы, костной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, мочеполовых органов, крови, нервной системы, общего физического развития).

I.       Анамнез
II.      Общий осмотр
III.     Кожа и подкожная клетчатка
IV.      Лимфатические узлы
V.       Мышечная система
VI.      Костная система и зубы
VII.     Органы дыхания
VIII.    Сердечно-сосудистая система
IX.      Органы пищеварения
X.       Мочеполовые органы
XI.      Кровь
XII.     Нервная система
XIII.    Общее физическое развитие
XIV.    Понятие о конституции