Температура тела

Температура тела у только что родившегося ребенка (при измерении в прямой кишке) колеблется от 37,7 до 38,2°, т. е. обычно на 0,1—0,6° выше ректальной температуры матери. Это зависит от способности плода к самостоятельной теплопродукции.

Через 30—60 минут после рождения температура у ребенка заметно снижается и через 2—3 часа, иногда несколько позже, падает на 2,0—2,5°. Падение температуры особенно велико у недоношенных, слаборожденных детей, у родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении. У нормальных детей температура вскоре снова начинает повышаться и через 12— 24 часа, а иногда лишь через 2—3 дня достигает 36—37°. В течение еще нескольких следующих дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер, и лишь постепенно устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста.

Снижение температуры до 35° и ниже, позднее возвращение ее к нормальным цифрам и значительные последующие колебания обычно указывают на известную патологическую недостаточность терморегуляции.

На степень снижения температуры влияют вес ребенка, размеры его тела, количество околоплодных вод и первородной творожистой смазки и условия ухода за новорожденными.

Основными причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденного надо считать непривычную для плода низкую температуру окружающего воздуха и не- сразу устанавливающуюся у новорожденного физическую терморегуляцию. Последняя, по-видимому, зависит от незаконченности развития теплового центра и некоторой вялости вазомоторов; надо допустить у новорожденного и некоторую недостаточность теплопродукции. Температура тела восстанавливается тем скорее, чем раньше налаживается достаточное и правильное вскармливание ребенка.

В дальнейшем температура, как правило, остается у детей на 0,3—0,4° выше, чем у взрослых, и лишь постепенно приближается к последней. У детей температура тела отличается значительной лабильностью; прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения и т. д. очень легко сказываются на их температурной кривой. Эта термолабильность особенно резко выражена у детей раннего возраста.

Нет оснований говорить о монотермии, якобы характерной для грудных детей; средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурой в течение суток равны у новорожденных приблизительно 0,4°, а у детей более старших могут доходить до 1°.

Суточные колебания температуры тела зависят главным образом от экзогенных воздействий, обусловленных различными факторами повседневной жизни — мышечной работой, приемом пищи, сменой сна и бодрствования и т. д. Конечно, возможно влияние и центрально-нервных импульсов вегетативного характера.

Ректальная температура обычно на 0,3—0,5° выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паху. После физических напряжений, особенно после бега, длительных прогулок и т. д. ректальная температура у детей временно повышается значительно сильнее, чем подмышечная, и разница между ними может достигать 1° и даже больше. При этом дело идет о местном, а не об общем повышении температуры.

Отмеченная выше термолабильность детей раннего возраста зависит не от недостаточности теплопродукции, а от некоторого несовершенства у них терморегуляции. Эта физиологическая неполноценность объясняется целым рядом особенностей детского организма.

Соотношение между массой тела и его поверхностью у детей неблагоприятно для тепловой экономики их организма. Чем меньше ребенок, тем больше поверхности тела приходится на единицу массы тела и, следовательно, тем сильнее у него теплопотери.

Отмеченные у новорожденных так называемая транзиторная лихорадка (повышение температуры тела у новорожденных 3—4-го дня жизни вследствие недостаточного введения с пищей жидкости при довольно значительном в ней количестве белка), так называемая кувезная лихорадка недоношенных (повышение температуры в случае перегревания в кувезе *), белковая и солевая лихорадки у грудных детей (повышение температуры при избыточном введении с пищей белков и соли) являются клиническими проявлениями малоценности терморегуляции у детей раннего возраста.

Эта физиологическая особенность у недоношенных и слабо-рожденных детей приобретает несколько патологический характер; организм этих детей до известной степени приближается к организмам пойкилотермным, т. е. меняющим температуру тела в зависимости от температуры окружающей среды. У них почти полностью отсутствует физическая терморегуляция и очень несовершенна химическая (Беневская).

С возрастом ребенок становится более термостабильным, способным удерживать температуру собственного тела независимо от изменений температуры окружающей среды. В отношении способности терморегуляции дети обнаруживают широкие индивидуальные колебания.

* Кувез — особая камера, где можно поддерживать на определенной высоте температуру и влажность воздуха.