Водный обмен

Вода жизненно необходима для организма; значение ее особенно велико в детском возрасте. Выше мы уже отметили, что с увеличением возраста плода и ребенка содержание воды в тканях постепенно снижается, а количество плотных органических и неорганических начал значительно увеличивается.

Обилие воды в тканях — необходимое я постоянное условие, обеспечивающее возможность быстрого роста. Все основные жизненные процессы, особенно процессы ферментативные, и нормальная терморегуляция возможны лишь при достаточном количестве воды. Между энергией роста и содержанием воды в тканях существует несомненный параллелизм. Достаточно указать, что суточная весовая прибавка в 25 г у ребенка грудного возраста слагается из 18 г воды, 3 г белка, 3 г жира, приблизительно 1 г минеральных солей и очень небольшого количества гликогена.

Для тканей растущего организма характерно не только богатство водой, но и особенная жадность к воде, склонность к набуханию. Это свойство тканей характеризует кожная проба Мак-Клюра: внутрикожно вводится 0,2 мл физиологического раствора поваренной соли; образовавшийся волдырь рассасывается тем скорее, чем младше ребенок: у грудного ребенка — приблизительно за 30 минут, у детей от 1 года до 5 лет — за 35 минут; у школьников на это требуется около 50 минут.

Большая часть воды в организме человека приходится на долю внутриклеточной жидкости, и значительно меньше содержится ее внеклеточно, в плазме крови и лимфе. Соотношение между внутриклеточной и внеклеточной водой приблизительно равно 3:1. Чем моложе ребенок, тем у него относительно больше внеклеточной воды, которая главным образом и участвует в водном обмене.

Этим в значительной мере и объясняется, что водный обмен ребенка в противоположность таковому у взрослого очень лабилен, находится в состоянии некоторой напряженности и легко нарушается самыми различными эндогенными факторами. Эти особенности водного обмена у детей выражены тем сильнее, чем младше ребенок.

У растущего организма вода его основных водных «депо»— крови и других тканей — находится в состоянии постоянного перераспределения. У детей раннего возраста даже крик и плач вызывают сгущение крови, нарушая водное равновесие между кровью и тканями.

Эта гидролабильность, наблюдаемая у всех детей раннего возраста и при всех способах вскармливания, связана с некоторым несовершенством центральной регуляции водного обмена. Гидролабильность, хотя и является физиологической особенностью детей раннего возраста, но степень ее у различных детей колеблется в широких пределах. Гидролабильность, выходящая за пределы обычных индивидуальных колебаний, является существенным моментом в патогенезе некоторых аномалий конституции. На индивидуальные особенности водного обмена сильное влияние оказывают и эндокринные железы, особенно гипофиз, антидиуретический гормон задней доли которого оказывает регулирующее влияние на обратное всасывание почечными канальцами клубочкового фильтрата.

На распределении жидкости в тканях организма ребенка, на размерах ренального и экстраренального выведения ее из организма, конечно, до известной степени отражаются и условия окружающей среды — влажность и температура окружающего воздуха, подвижность ребенка, его одежда и т. д.

Количество жидкости, получаемой новорожденным первых дней жизни, сравнительно мало, но уже к концу 1-й недели оно возрастает до 500—600 г, дальнейшее нарастание происходит более медленно.

В течение первых недель жизни ребенку необходимо около 150—200 мл воды на 1 кг веса; с возрастом эта потребность относительно уменьшается; в возрасте 6 месяцев достаточно 120—130 мл и к концу 1-го года —90—100 мл на 1 кг веса. Дети более старших возрастов нуждаются в еще меньшем количестве воды: в 2 года потребность в ней равна приблизительно 95 мл, в возрасте 12—13 лет — около 40—45 мл на 1 кг веса. Само собой понятно, что абсолютное количество воды, получаемой ребенком в течение суток, с возрастом увеличивается.

Возраст ребенка (лет) Количество воды, получаемой ребенком за сутки (в мл)
1
2—4
5—6
7—10
11—14
800
950
1200
1350
1500

У мальчиков потребность в воде несколько больше, чем у девочек. Надо иметь в виду возможность довольно широких индивидуальных колебаний.

Источником воды в организме является не только жидкая пища, но и вода, содержащаяся в плотной пище, и вода, образующаяся интермедиарно, в процессе окисления углеводов, белков и жиров. Получаемая ребенком вода всасывается в кишечнике значительно скорее, чем у взрослого, гидремическая реакция со стороны крови наступает более бурно и протекает с более резкими и довольно неправильными последующими колебаниями, указывающими на быстрый обмен воды между тканями, кровью и кишечником. Каждая частица воды, принятой ребенком, совершает свой путь из кишечника в сосудистую систему и из последней снова в кишечник не менее 3 раз, а в наиболее раннем возрасте — даже и до 5 раз.

Вода, вводимая в организм, временно задерживается в различных водных депо, называемых часто «предпочкой». Различают три основных водных депо — кожу с подкожной клетчаткой, мышцы и печень, функции которых в водном обмене не вполне идентичны. Кожа и мышцы, по-видимому, просто фиксируют воду, печень не только задерживает воду, но и переводит ее в лимфатическую систему, являясь до известной степени органом, регулирующим уровень воды в крови.

К регуляторам водного обмена надо отнести всю систему сосудистых капилляров, эндокринные железы и мозговые центры субталамической области головного мозга, которые, в свою очередь, регулируются корой головного мозга. Обмен воды находится в тесной зависимости от обмена белков, жиров, углеводов, минеральных начал и витаминов. Большая часть воды, полученной ребенком per os, снова удаляется и ретинируется лишь около 1—2%. До 59% принятой воды выводится почками, 33% удаляется кожей и легкими и около 6 % —кишечником. Водное равновесие организма регулируется главным образом путем усиления и ослабления диуреза.

Особого внимания заслуживают экстраренальные потери воды, т. е. через кожу и легкие, обычно объединяемые общим понятием — perspiratio insensibilis. Приблизительно 1/3—1/2 воды, теряемой этими путями, падает на потери воды при дыхании и около 2/3—1/2 — на выделение через кожу.

Perspiratio insensibilis у новорожденных сравнительно низко. В дальнейшем оно значительно увеличивается и оказывается относительно большим, чем у взрослых. В 1-й день жизни этим путем теряется около 80 мл воды, в конце 1-й недели — 100—110 мл, к концу 1-го месяца — около 130 мл, в возрасте 5—6 месяцев — 300—400 мл и к концу года — около 500 мл. После года экстраренальные потери нарастают гораздо медленнее, достигая к 10 годам 450—650 мл и к 14 годам—680—780 мл.

На размерах экстраренальных потерь воды сказывается целый ряд эндогенных и экзогенных моментов: дети-эйтрофики этими путями теряют меньше, чем дистрофики; волнение, мышечная работа, беспокойство, плач и т. п. заметно усиливают perspiratio insensibilis. Ночью потери меньше, чем днем в состоянии бодрствования, в вертикальном положении — больше, чем в горизонтальном. При уменьшении водной нагрузки perspiratio insensibilis уменьшается, при увеличении — нарастает. Температура и влажность окружающего воздуха, несомненно, также влияют на экстраренальные траты воды.

На величине потерь воды отражается обмен энергии, интенсивность водного обмена, индивидуальные особенности терморегуляции, характер получаемой пищи и особенно размеры общей калорийной нагрузки: чем больше вводится калорий, тем относительно значительнее потери воды, особенно если ребенок получает одновременно и много жидкости. Одежда и движения сравнительно меньше отражаются на потерях воды легкими и кожей; лихорадочные состояния и усиленное потение значительно увеличивают perspiratio insensibilis. Все эти факторы оказывают влияние тем сильнее, чем младше ребенок.

Ограничение количества необходимой ребенку жидкости вызывает у него тяжелые общие явления эксикоза, указывающие на глубокие нарушения интермедиарного обмена.