Азбука врачевания: первым делом не навреди!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

...В клинику поступил больной с жалобами на плохое самочувствие, быструю утомляемость, потерю работоспособности, одышку. При обследовании у него были выявлены признаки умеренно выраженного бронхита и мелкие «сухие» бронхоэктазы. Лечение было успешным, и признаки заболевания быстро пошли на убыль. Однако сам больной улучшения не отмечал, в связи с чем врач попросила профессора-терапевта проконсультировать его.

Убедившись, что уже действительно нет особых признаков болезни, профессор прямо сказал об этом. Больной тут же возразил:
—       Как же так, профессор, ведь у меня легкое окольцовано, и я не могу дышать!

И протянул рентгенологическое заключение. Там подробнейшим образом описывались «диффузно усиленный бронхиальный рисунок», «расширение и уплотнение корней», на фоне которых определились «кольцевидные образования различного калибра». Терапевту-консультанту пришлось потратить немало сил и времени на то, чтобы разъяснить больному суть рентгенологического заключения, убедить его в том, что эти данные нельзя рассматривать в отрыве от общего состояния и от общеврачебных, лабораторных и других показаний.

«Горячей» ятропатогенной точкой является современная клиника, где в течение дня рядом с больным находится множество медицинских работников — врач, сестра, ассистент, доцент, интерн, группа (а иногда и несколько групп) студентов из десяти и более человек. И каждый из них может оставить какой-нибудь отрицательный след в душе пациента неосторожным словом, выражением лица или действием. Не надо думать, что студент или молодой врач не авторитет для больного и что его слово не окажется таким же ранящим, как слово опытного врача или профессора. Для больного любой человек в белом халате уже личность особой категории, знающая «все и вся» о его болезнях и о «чудодейственных лекарствах».

Все больные внимательно (обостренно внимательно!) прислушиваются к словам врачей, студентов, сестер и санитарок. В результате случайно оброненное слово, не так заданный вопрос, жест, мимика, недопустимо жалостливое отношение могут стать причиной тяжелых переживаний, а также конфликтных ситуаций. Описан следующий случай. Подросток, купаясь в незнакомом ему водоеме, прыгнул вниз головой, ударился о камень и в тяжелом состоянии был доставлен в клинику. При обследовании было установлено, что у мальчика имеется перелом основания черепа и шейных позвонков.

Опытный хирург тщательно оперировал мальчика, однако травма оказалась не совместимой с жизнью и через несколько дней тот умер. И тогда некая всезнающая «сердобольная» санитарка сказала убитой горем матери:
—       Оперировал-то молодой врач. Вот если бы профессор — сын остался бы жить.

Это настолько потрясло мать умершего, что она стала писать заявления во все инстанции, требуя наказания хирурга, «погубившего ее сына». Комиссии прибывали одна за другой, и все они вынесли заключение об отсутствии вины хирурга. Но мать отказывалась верить в эти заключения и вновь и вновь писала заявления, теперь уже и на комиссии. История эта тянулась несколько лет. Вот так неосторожно сказанное санитаркой слово усугубило трагедию матери и послужило причиной тяжелой психической травмы не только для нее, но и для врача, оказавшегося незаслуженно оклеветанным.