Органы чувств

Зрение

Глазное яблоко у новорожденных относительно очень велико; в течение всего периода роста ребенка вес его только удваивается.

Соединительная оболочка (конъюнктива) у новорожденных не имеет еще типичных скоплений лимфоидной ткани.

Склеры при рождении ребенка большей частью имеют грязновато-белый оттенок; у более старших грудных детей белковая оболочка часто приобретает слегка голубоватый оттенок. Роговая оболочка почти не увеличивается в своем размере и только меняется радиус ее кривизны. Радужная оболочка глаза новорожденного ребенка обычно имеет темный серовато-голубоватый оттенок; постоянный цвет глаз устанавливается в течение первых месяцев жизни.

Зрачки у новорожденных очень узки; при средней силе света диаметр их у самых маленьких детей не превышает 1,5 мм; к концу года он достигает уже 2,5 мм, а у детей в возрасте 6—12 лет — около 3,2 мм.

Ресничное тело у маленьких детей развито относительно слабо. Хрусталик, наоборот, относительно очень велик, и вследствие этого передняя глазная камера у детей очень мала.

Стекловидное тело глаза новорожденных почти прозрачно.

Сетчатая оболочка у детей развита хорошо с самого рождения, и только fovea centralis не вполне выражена; окончательная дифференцировка слоя зрительных колбочек заканчивается к концу 1-го года жизни.

В момент рождения ребенка миелинизация зрительного нерва не закончена и продолжается еще в течение 3—4 месяцев.

Слезоотделение (слезы при плаче) отмечается лишь после 1,5—2-месячного возраста; в некоторых случаях слезы появляются лишь с 4—5-го месяца. Отсутствие слез зависит от недоразвития соответствующих мозговых центров; самые слезные железки могут функционировать вполне нормально. Слезно-носовой канал у маленьких детей относительно широк, что делает ребенка предрасположенным к конъюнктивитам (восходящая инфекция из носа).

Ребенок видит с 1-го дня жизни, но отмеченная выше незаконченность гистологического строения fovea centralis, надо полагать, исключает возможность резкого зрительного восприятия.

Движения глаз у новорожденных несколько нескоординированы; косоглазие в течение первых 6—10 недель — явление вполне физиологическое. Сравнительно часто приходится отмечать у новорожденных и нистагм. Новорожденный, как правило, еще не фиксирует предметы глазами, хотя можно доказать слабо выраженное наличие у него и этой способности. К 3—4-й неделе жизни движения глаз у детей становятся координированными, и ребенок начинает долго фиксировать глазами ярко освещенные предметы.

С 2-месячного возраста ребенок приучается следить глазами за медленно двигающимся блестящим предметом; к 3 месяцам у нормальных детей окончательно вырабатывается способность  фиксировать предметы. Некоординированные движения глаз во сне сохраняются гораздо дольше.

Число мигательных движений век с возрастом постепенно увеличивается; у новорожденных в состоянии покоя в течение 1 минуты в среднем наблюдается 1—3 мигания, у детей от 12 до 16 лет— 10 миганий.

Защитный мигательный рефлекс на внезапный резкий источник света имеется с первых дней жизни и даже наблюдается во сне; у наиболее маленьких детей грудного возраста, особенно у недоношенных, замыкание глаза сочетается с откидыванием головы назад; после 3 месяцев этот рефлекс наблюдается редко. Рефлекторное замыкание глаза при внезапном приближении предмета спереди отмечается с 2—4 месяцев, а при приближении предмета сбоку — несколько позже, приблизительно с 5-го месяца.

К постоянным рефлексам надо отнести замыкание глазной щели при дотрагивании до века, роговицы или ресниц; у новорожденных этот рефлекс несколько вял. Закрывание глаз отмечается при дотрагивании до кончика носа и до лба.

У детей до 3-месячного возраста зрачки во сне не суживаются. Сильное рефлекторное расширение зрачков при внезапном пробуждении, по одним авторам, отмечается лишь у более старших грудных детей, по другим — с первых месяцев жизни. Зрачковая реакция на свет, хотя и несколько вялая, отмечается у новорожденных и даже недоношенных детей; в некоторых случаях у детей столь раннего возраста она носит характер осцилляции (сужение зрачка на яркий свет и немедленное расширение его вновь, несмотря на продолжающееся действие света). Расширение зрачков при возникновении боли у детей первых месяцев жизни отмечается только в 20%, у детей второй четверти года частота этой реакции достигает 87%. Расширение зрачков при возбуждении и сужение при напряженном внимании выявляются лишь в возрасте после 2 лет. На введение в конъюнктивальный мешок атропина зрачок у новорожденных и грудных детей реагирует гораздо меньшим расширением, чем у старших детей и взрослых.

У большинства новорожденных имеется небольшая дальнозоркость; близорукость обычно начинает выявляться лишь в дошкольном и школьном возрастах, достигая максимального развития к началу пубертатного периода. Широта аккомодации у детей значительно больше, чем у взрослых.

Имеющиеся в литературе данные не позволяют с достаточной определенностью говорить о сроках появления у детей цветного зрения, но изучение условных рефлексов на цветовые раздражители показывает, что дифференцирование их, по-видимому, возможно даже с 3—4-го месяца жизни. В возрасте около 6 месяцев дети различают уже все цвета: раньше всего они начинают отличать желтый цвет, затем белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый и фиолетовый. С 3-летнего возраста дети правильно называют цвета.