Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Осталось еще одно интермодальное качество, которое мы до сих пор не рассматривали. Речь идет о величине предмета. Для психолога восприятие величины представляет двойную проблему. Видимые размеры предметов зависят от величины их ретинальной проекции. Величина проекции изменяется в зависимости от расстояния между глазом и предметом (см. рис. 5.20). Несмотря на это, взрослые люди видят предметы сохраняющими постоянную величину на любом расстоянии. Однако величина ретинального изображения зависит также и от размеров глаза, которые меняются по мере развития (см. рис. 5.21). Тем не менее дети, так же как и взрослые, могут успешно подготавливать пальцы рук для схватывания предметов на разном расстоянии. Именно это моторное приспособление пальцев руки к предмету и ставит теоретическую проблему. Взрослому при хватании совсем не обязательно сравнивать положение пальцев с размерами предмета, который он хочет взять. Он может протянуть руку, раскрыть, а затем сжать пальцы на предмете, но дожидаясь какой-либо зрительной обратной связи, что свидетельствует о возможности сопоставления расстояния между большим и другим пальцами руки видимому размеру предмета. Зрительная информация, таким образом, может сравниваться с проприцептивно-тактильной информацией. Даже совсем маленькие младенцы способны на такого рода сопоставления (см. рис. 5.22). Несмотря на это, кажется весьма маловероятным, что столь высокий уровень организации может быть жестко зафиксирован в структурах мозга человека.


Рис. 5.20. Константность видимой величины. Взрослый видит объекты А и Б примерно равными но размеру и меньшими, чем объект В, несмотря на то, что размер ретинального изображения А больше, чем Б, и совпадает с размером ретинального изображения В.


Рис. 5.21. Глаз взрослого значительно глубже, чем глаз младенца, вследствие этого предметы одной и той же физической величины проецируются в нем на большую по площади поверхность сетчатки.


Рис. 5.22. Новорожденный сравнивает видимую величину предмета с расстоянием между пальцами руки (по Bower, 1072.)

Дело в том, что, кроме трудностей, возникающих в связи с увеличением размеров глаза, есть множество проблем, связанных с ростом руки (см. рис. 5.23), временная динамика которого сильно отличается от динамики роста глаза. Хелд (1965) высказал предположение, что соответствие между зрительной и проприоцептивной оценками размеров устанавливается на основе зрительной информации. Дети рассматривают свои руки, когда они находятся в их поле зрения; таким образом, они могут одновременно видеть и свои руки, и предмет. Наблюдая положение пальцев, младенец начинает сопоставлять видимое расстояние между пальцами с получаемой при этом проприоцептивной информацией. Со временем он оказывается способным придавать пальцам положение, соответствующее размерам видимого предмета, даже не видя руки и предмета одновременно. Эта теории весьма правдоподобна, и Хелду удалось с помощью сравнительно несложных экспериментов на животных получить подтверждающие ее факты (Хелд, 1905). Вне всякого сомнения, при протягивании руки к предмету новорожденные рассматривают свои руки иначе, чем это делают более старшие дети (см. рис. 5.24). Вполне возможно, что в такой ситуации они как раз сопоставляют видимую протяженность с аналогичной незрительной информацией.


Рис. 5.23. Эта диаграмма рук мальчиков в различном возрасте показывает увеличение общих размеров и величины отдельных компонентов. Р — процентили [18].

Рис. 5.24. Рассматривание собственной руки у двенадцатидневного младенца. Эта новорожденная девочка, когда ей протягивают палец, за который она может ухватиться, смотрит на свою собственную руку, как только она появляется в поле зрения (А). Она смотрит на палец, пока ее рука поднимается к нему (Б), но затем, вновь привлеченная видом собственной руки, останавливает дотягивание (В). (Из: Bower, 1972).