Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Неспособность учитывать всю предъявленную сенсорную информацию является характерной чертой младенцев. Было обнаружено, например, что младенцы в возрасте шести недель улыбаются при виде двух точек так же, как и при виде настоящего лица с двумя глазами. Это говорит о том, что вся остальная информация, содержащаяся в лице, ими не учитывается (Арене, 1954). Постепенно в течение следующих трех месяцев становятся важными общие очертания лица, наличие рта, бровей и т. д. Однако вплоть до трех месяцев и даже позже отдельные признаки — глаза или общие контуры лица — могут быть такими же эффективными, как и лицо в целом. Лишь начиная с пяти или шести месяцев для возникновения улыбки существенным оказывается именно предъявление лица. В этом возрасте искаженное лицо вызывает отрицательную реакцию, которая свидетельствует о том, что ребенок воспринимает всю содержащуюся в изображении информацию и замечает отсутствие некоторых признаков (Арене, 1954).

Можно было бы предположить, что лицо человека — особенно значимый стимул для младенца и его восприятие следует рассматривать как особый случай. Однако Бауэр (19666) получил аналогичные результаты с абстрактными стимулами, которые изображены на рис. 5.26. Младенцы, которые были обучены реагировать на целую конфигурацию, реагировали также и на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, Поскольку они реагировали на любой из компонентов, то можно сделать вывод о том, что они выделяли эти компоненты. Однако вплоть до 16 недель по было обнаружено признаков понимания включенности компонентов в условный стимул; только начиная с этого возраста или даже позже для возникновения реакции существенной становилась конфигурация в целом.

Абстрактная фигура, использовавшаяся в качестве условного стимула
Тестовые стимулы (каждый из них представляет собой фрагмент условного исходного стимула)

Рис. 5.26. Стимулы, использовавшиеся в эксперименте Бауэра 1966 года (см. текст).

 

Эти результаты показывают, что младенцы просто не в состоянии одновременно учесть всю информацию, которую они, однако, могут воспринять за более продолжительное время. При зрительном предъявлении сложного объекта они обращают внимание только на один из параметров, характеризующих этот объект. Салапатек (1966) обнаружил, что до десятинедельного возраста дети реагируют на внешние детали объекта и игнорируют внутренние: до тех пор, пока некоторая внутренняя деталь остается внутри объекта, она функционально невидима. Бауэр и Дункельд (1973) предположили, что подобные результаты свидетельствуют об очень медленной переработке информации младенцами. Они могут одновременно обращать внимание только на один признак. При этом время, которое затрачивается ими на его восприятие, может быть значительно более продолжительным, чем время, затрачиваемое детьми более старшего возраста [20].

Существуют и другие данные о низкой скорости обработки информации у младенцев. Реакция на движущийся стимул быстро уменьшается по мере нарастания скорости движения. Это говорит о том, что изменения стимуляции происходят слишком быстро для того, чтобы быть замеченными. Этим же ограничением объясняется явная неспособность младенцев использовать информацию, содержащуюся в картинках. Хершенсон (1965) и Льюс (1965) показали, что младенцы с, трудом обнаруживают различия между совершенно разными картинками. Не так давно Дункельд (1972) в неопубликованном исследовании обнаружил, что младенцы практически не способны различать два предмета на основе информации, содержащейся в картинках. Когда младенцу предъявлялась картинка с изображением двух чашек, одна из которых была наклонена так, что была хорошо видна лежащая под ней конфета, а затем предъявлялись две настоящие чашки, то его реакции, направленные на получение спрятанной под соответствующей чашкой конфеты, были совершенно случайными. Информация, содержавшаяся в картинке, просто не использовалась. Вполне возможно, что реакция на изображение как на объект была помехой для реакции на сами изображенные объекты. Такое двойственное восприятие должно было бы потребовать от младенца переработки большего количества информации, чем простая реакция на изображение как на объект.