Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Почему мы воспринимаем вещи, а не промежутки между ними? Законы перцептивной организации. Правомерность этих законов. Их полезность в младенчестве. Ограниченность законов перцептивной организации. Восприятие предметов. Феноменальная, реальность. Осязаемость. «Схватываемость». Зрительная оценка тактильных качеств. Дифференциация модальностей по мере развития восприятия предметов. Различение реальных предметов и изображений. Слуховое восприятие предметов. Зрительно-слуховая координация. Дифференциация слуха от зрения и осязаемый размер предмета как интермодальная переменная. Константность величины. Восприятие удаленности и наклона. Переработка информации в младенчестве.

До сих пор мы говорили о предметах как о некоторых вещах, расположенных в пространстве. Мы рассмотрели данные о том, как ребенок приходит к локализации предметов в пространстве, но пока не касались того, как ребенок начинает воспринимать сами предметы. Это отнюдь не бессмысленный вопрос. Необходимо разрешить очень сложную проблему, связанную с вопросом о том, почему мы видим вещи, а не промежутки между ними. Рис. 5.1 хорошо иллюстрирует суть этой проблемы. Когда мы смотрим на изображенные фигуры, их части видятся нами то как предметы, то как промежутки между ними. Почему же мы не делаем таких ошибок в нашей повседневной жизни? Что позволяет нам утверждать, что вещи — это вещи, а пустота между ними и на самом деле пустота? Гештальтпсихологи разработали набор правил, которыми, по всей видимости, пользуются взрослые для того, чтобы выделить предметы в некотором множестве раздражителей.



Рис. 5.1. Восприятие того, что изображено на таких рисунках, постоянно меняется.
(А) «Солнце и Лупа» М. К. Эшера (1961). Мы видим белых птиц то как птиц, то как светлые промежутки между серыми птицами. В пашем восприятии они поочередно становятся объектом или фоном. (Из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.) (Б) Аналогично и эта фигура воспринимается то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на светлом фоне.

В расцвете гештальтпсихологии таких правил насчитывалось более ста (Хелсон, 1933), но большинство из них имеет второстепенное значение.

Есть три основных правила, иногда называемые законами перцептивной организации, в которых как частные случаи содержатся все остальные. Это правила общей судьбы, хорошего продолжения и близости. Правило общей судьбы утверждает, что любое множество элементов, движущееся с одинаковой скоростью и по одной и той же траектории, воспринимается как внешние края одного движущегося предмета (рис. 5.2А). Данное правило применимо и в том случае, когда поле содержит лишь неподвижные элементы, но зато движется наблюдатель (см. рис. 5.2Б). Правило общей судьбы не применимо, когда неподвижный наблюдатель смотрит на неподвижные элементы. Правила хорошего продолжения и близости, напротив, эффективны и в тех случаях, когда наблюдатель и элементы зрительного поля стационарны. Согласно принципу хорошего продолжения, контуры, описываемые одним и тем же уравнением в некоторой системе координат, воспринимаются как контуры одного предмета. На самом деле действие этого правила требует учета ряда других более сложных факторов. Как следует из рис. 5.3, необходимым предварительным условием применения правила хорошего продолжения является локализация объектов в третьем измерении. Эти ограничения не распространяются на правило близости, согласно которому в любом стимульном поле, содержащем более двух контуров, расположенные наиболее близко друг к другу контуры будут восприниматься как контур одного целого. Ряд примеров эффективности этого правила приведен на рис. 5.4.


Рис. 5.2. Правило общей судьбы.
(А) Когда линии совместно движутся по общей траектории и занимают новое положение, они воспринимаются как внешние границы сдвинувшегося влево объекта.
(Б) Когда движется наблюдатель, положение контуров в его поле зрения меняется. Если он движется вправо, контуры сдвигаются влево. Правило общей судьбы действует и в этой ситуации, вследствие чего контуры воспринимаются как единый объект.


Рис. 5.3. Взрослые воспринимают эту фигуру как сплошной треугольник только в том случае, если ручка или какой-либо аналогичный предмет кладется сверху на разрывы контура. Ручка скрывает информацию о том, что треугольник неполон, позволяя действовать правилу хорошего продолжения.


Это видится как четыре вертикальные колонки


Это видится как три пары: аб,вг и де, бв и гд никогда не воспринимаются как пары


Это видится как четыре горизонтальные строки

Это видится как

не как
Рис. 5.4. Правило близости.