Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Законы перцептивной организации хорошо описывают восприятие точек и линий на листе бумаги. Они, однако, ничего не говорят нам о том, как мы отличаем плоские изображения от предметов в окружающем нас мире, а ведь это, безусловно, очень важная способность. Осязаемость — качество, которое можно было бы назвать «схватываемостью», твердость, звуковые свойства, величина — все эти свойства отличают предметы от их изображений. Совокупность таких свойств Мишотт (1962) назвал «феноменальной реальностью». Ни одно из этих качеств не является исключительно зрительным. Взрослые могут по одному виду предмета судить о его твердости, но ведь твердость — это свойство, которое более привычно ассоциируется нами с ощущением прикосновения. То же самое можно сказать о «схватываемости» и даже о величине, на чем мы остановимся позднее в этой главе. На основе зрительной информации взрослые могут определять, какой звук издаст предмет при падении или при ударе, а звук — это качество, связанное со слухом. Таким образом, совокупность свойств предмета, которая определяет феноменальную реальность, представляет собой комплекс, включающий различные по своей модальности ощущения. Информация одной модальности — зрительной — специфицирует информацию, которая могла бы быть получена с помощью других модальностей, если бы они использовались в данной ситуации. Зрительное восприятие окружающего мира включает в себя прогнозирование информации, потенциально доступной другим органам чувств.

Каким же образом глаз может предсказывать такие свойства, как твердость или осязаемость? Психофизика зрительного восприятия осязаемости была разработана Д. Катцем (1911). Он обнаружил, что люди видят поверхности — осязаемые, сопротивляющиеся проникновению за их пределы области,— всегда, когда имеется текстура или микротекстура. Если внутри некоторой области нет текстуры или нет изменений яркости, то она кажется пустой и проницаемой, как область, через которую можно протянуть руку или пройти, не встретив никакого сопротивления (см. рис. 5.9). Если текстура или микротекстура поверхности не меняется, пока наблюдатель неподвижен, и меняется при изменении положения наблюдателя, то поверхность будет казаться твердой и неподатливой (см. рис. 5.10). Если, напротив, текстура и перепады освещенности меняются спонтанно, когда наблюдатель неподвижен, создается впечатление чего-то жидкого или зыбкого, податливого при прикосновении, но отличающегося от пустоты совершенно неструктурированной области. Примером этого впечатления, получившего название «объемного цвета», может служить восприятие дыма. Итак, создать и контролировать восприятие осязаемости у взрослых довольно легко. Даже в тех случаях, когда информация представлена только в зрительной форме, взрослые испытуемые воспринимают ситуацию с учетом прогноза интермодальных свойств.

Рис. 5.9. Белая область не имеет ин текстуры, ни изменений яркости, она видится как пустая и проницаемая.

Рис. 5.10. Цвет поверхности. В отличие от белой области на рис. 5.9 эта область кажется твердой и неподатливой.