Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Каким образом расширяется объем одновременно перерабатываемой информации по мере развития? Одна из возможностей состоит в том, что физический рост мозга и его связей позволяет одновременно обрабатывать все большее количество информации. С другой стороны, конечно же, решающую роль в развитии может играть опыт, Ли и Бауэру (1969) удалось найти подтверждение обеих гипотез. Они изучали способность младенцев обнаруживать изменения в конфигурациях, образованных большим количеством (более 200) случайно расположенных точек.

Сначала младенцам на определенное время предъявлялась первая конфигурация, затем вторая, которая была идентична первой, за исключением положения 40 образующих прямоугольник точек, который был смещен с одного края конфигурации к другому. Место, которое первоначально занимали эти 40 точек, случайным образом заполнялось другими точками. Точки, находившиеся на месте очертаний прямоугольника с другой стороны конфигурации, просто удалялись (см. рис. 5.27).


Рис. 5.27. Расположение точек в этих двух случайных узорах идентично, за исключением прямоугольного ряда точек, который занимает в верхнем узоре более правое положение, чем в нижнем. При предъявлении каждого узора в отдельности этот прямоугольник невидим. Однако при быстром последовательном предъявлении как взрослые, так и младенцы видят прямоугольную перемещающуюся на величину сдвига область. Это означает, что существует особого рода память на положение всех точек в нервом узоре, которая служит основой для сравнения при предъявлении второго узора.

Индикатором реакции служило движение глаз в направлении перемещения. Если глаза младенцев двигались в сторону смещения прямоугольника, то предполагалось, что младенец обнаружил положение всех точек, образующих прямоугольник. В эксперименте менялось время предъявления первой конфигурации. Чем дольше она предъявлялась, тем больше было у младенцев времени для обнаружения этих точек. Чем больше времени требовалось ребенку для регистрации деталей, тем больше времени он должен был бы затратить на обнаружение прямоугольника. На рис. 5.28 показано минимальное время, необходимое для того, чтобы вызвать движение глаз у детей разного возраста, а также у взрослых в этом эксперименте. Младенцы очень быстро достигают уровня, который мало чем отличается от уровня взрослых.


Рис. 5.28. Минимальное время экспозиции первого узора, требуемое для обнаружения изменения положения компонент узора в различном возрасте.

В этом эксперименте также участвовала группа недоношенных на два месяца младенцев (см. гл. VI). В возрасте пяти месяцев их показатели обнаружения сдвига критических точек не отличались от показателей нормальных трехмесячных младенцев. Это говорит о том, что добавочный опыт не дает преимуществ в решении данной перцептивной задачи. В более простом эксперименте, когда для облегчения обнаружения смещенной фигуры добавлялись факторы близости и хорошего продолжения (см. рис. 5.29), результаты недоношенных детей в возрасте шести месяцев не отличались от результатов нормальных детей того же хронологического возраста, но и те и другие заметно отличались от взрослых (рис. 5.30). Таким образом, складывается впечатление, что, когда избирательное внимание возможно, оно может быть развито и улучшено вне зависимости от стадии созревания.


Рис. 5.29. Треугольник, который может быть обнаружен на этом рисунке, смещался в сторону, как и прямоугольник на рис. 5.27. Наряду с правилом хорошего продолжения в этом случае эффективным было и правило близости, поскольку критические точки больше и ближе друг к другу, чем окружающие их элементы.


Рис. 5.30. Минимальное время экспозиции, необходимое для обнаружения изменения положения треугольника, показанного на рис. 5.29, а также других аналогичных фигур.

Никаких специальных исследовании того, каким образом лучше всего развивать селективное внимание у младенцев, не проводилось. Уже простое увеличение разнообразия предметов, как подсказывает здравый смысл, по-видимому, позволило бы младенцу направлять свои ограниченные возможности по переработке информации на наиболее содержательные стороны его жизненного окружения. Поиски оптимальной организации такой среды могли бы стать удивительно интересной областью исследования, вероятно очень полезной и в практическом отношении. Факты, с которыми мы познакомились в этой гласе, говорят о том, что именно в области избирательного внимания — минимизации внимания к несущественным признакам предметов — содержатся самые большие резервы для улучшения восприятия.

Это очень активно разрабатываемая область исследований. С настоящее время нет общепринятой точки зрения по поводу стимульных переменных, которые контролируют внимание. Более того, некоторые авторы сомневаются даже, что переменные стимуляции как-то контролируют внимание. Нет единого мнения и в отношении лучших показателей ответов. По этим причинам проведенные до сих пор исследования не позволяют составить сколько-нибудь понятное и непротиворечивом представление о процессах развития избирательного внимания (Гибсон, 1969).