Восприятие предметов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Подобное поведение могло бы быть необходимым для достижения того высокого уровня точности схватывания, который наблюдается у младенцев в самом раннем возрасте. Хотя теория Хелда представляется очень привлекательной, для ее подтверждения потребовались бы героические усилия типа тех, которые были предприняты Вертхаймером при исследовании слуховой локализации. До сих пор ничего подобного сделано по было, и может потребоваться значительное время для окончательного прояснения этого вопроса.

Проблема константности величины не так сложна, как проблема восприятия величины в целом. Считается общепринятым, что любой организм, воспринимающий удаленность, должен обладать также и способностью воспринимать величину Константин Как мы уже видели, младенцы действительно воспринимают расстояние, и, но всей видимости, они используют информацию об удаленности для достижения константности величины (Бауэр, 1966а; Бауэр и др., 1970а). Обычно предполагается, что константность величины обеспечивается путем комбинации информации о размере изображения на сетчатке и информации об удаленности, что дает возможность оценивать реальные размеры любых предметов в поле зрения. Возможно, что нечто подобное и имеет место. Однако при этом предполагается, что на ранних стадиях развития для оценки реальных размеров предмета младенец должен знать о размерах сетчаточной проекции предмета и его удаленности; только по мере накопления опыта он начинает оценивать истинные размеры непосредственно, без осознания других параметров. Вот это-то, по-видимому, и не соответствует действительности.

Младенцы, несомненно, совершенно не осведомлены о параметрах изображения на сетчатке и об удаленности даже в тех случаях, где они обнаруживают способность определять «истинные» размеры. При изучении константности формы (это разновидность константности величины) было обнаружено, что младенцы могут узнавать форму при ее повороте в третьем измерении пространства, когда меняется ее проекция на сетчатке и ее ориентация (относительная удаленность ее границ, см. рис. 5.25). Несмотря на то что дети без особого труда могут воспринимать истинную форму, они не способны решать задачи различения и идентификации на основе формы ретинальной проекции или ориентации в отдельности. Младенцы были способны отвечать различным образом на квадрат во фронтально-параллельной плоскости и на квадрат, повернутый относительно этой плоскости на 453. Эти два условия существенно отличались по форме ретинального изображения и по ориентации. Единственное, что в них было общего,— это истинная форма объектов; и ответы детей на форму были столь явно выраженными, что другие переменные просто игнорировались.


Рис. 5.25. Константность видимой формы, иллюстрируемая формами в различной ориентации. Прямоугольник, предъявленный во фронтопараллельной плоскости (слева), проецирует на сетчатку прямоугольное изображение (внизу) и воспринимается как прямоугольник. При предъявлении под углом к фронтопараллельной плоскости он проецирует трапециоидальное изображение ( в центре), однако тем не менее обычно видится как прямоугольник. Трапеция во фронтопараллельной плоскости создает ретинальное изображение той же формы (справа).

Хендерсон (1969) предприняла попытку выяснить, в каком возрасте становится возможным различение одинаковых форм в двух положениях. Она обнаружила, что эта способность появляется не раньше двух лет и лишь после семи лет дети начинают видеть, что два одинаково ориентированных предмета различной формы имеют нечто общее. Результаты целого ряда исследований заставляют предположить, что только взрослые способны идентифицировать предметы с одинаковой ретинальной проекцией, по с различной истинной формой. Причем даже практический опыт редко улучшает эту способность (Пиаже, 1961; Рок и Макдермотт, 1954) [19]. Таким образом, складывается впечатление, что использование некоторой информации и ее осознание — не одно и то же. Младенцы и более старшие дети должны уметь использовать информацию о форме изображения на сетчатке для определения истинной формы предмета. Однако они, очевидно, настолько не отдают себе отчета в этом, что не могут ее использовать в своем собственном качестве независимо от решения задачи восприятия истинной формы.