Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Какое объяснение можно дать полученным результатам? Один из возможных доводов заключается в том, что младенцы контрольной группы развивались ненормально. Так как поведению нечего было ассимилировать, оно стало распадаться. Те элементы поведения, которые, по мнению Уайта, привели к формированию сложного навыка дотягивания и схватывания, выступили совершенно самостоятельно. Далее, младенцы, у которых были необходимые для ассимиляции предметы, не обнаружили признаков распада навыка. Это правомерный довод, ибо нам известно, что зрелые формы поведения, если их не упражнять, постепенно распадаются. Но он не объясняет причину появления таких форм поведения, как хватание, вызванное прикосновением, во всех группах, причем без определенного порядка по отношению к предвосхищаемому схватыванию. Если контрольная группа продемонстрировала это явление в результате распада предварительного схватывания, то почему та группа, у которой были предметы для ассимиляции и, следовательно, отсутствовали причины для распада, вела себя так же? Нет сомнения, что ни одна теория созревания не позволяет с уверенностью ответить, почему это произошло после появления предвосхищающего схватывания — предполагаемого конечного пункта развития.

Складывается впечатление, что эти формы поведения никак не связаны между собой. Но прежде чем пускаться в гипотетические объяснения, следует еще раз проанализировать всю последовательность развития. Уайт начал свой опыт, когда младенцам было четыре недели, а кончил, когда им было пять месяцев, то есть в том возрасте, когда, по его предположению, навык дотягивания был окончательно сформирован. Он допустил две ошибки в выборе периода исследования: оно было начато слишком поздно, а кончилось слишком рано.

Как уже отмечалось в предыдущих главах, навык дотягивания может быть выявлен у детей сразу в послеродовой период. С другой стороны, этот навык у пятимесячных детей должен еще некоторое время совершенствоваться, чтобы стать таким же, как у взрослых. Если начать наблюдение сразу после рождения ребенка, то можно заметить у него поведение, очень сходное с дотягиванием и схватыванием. При наличии определенных условий новорожденный будет тянуться к предметам и схватывать их. Для этого он должен находиться в состоянии бодрствования, его не всегда просто достигнуть. Он также должен находиться в таком положении, при котором движения рук и головы ничем не сковываются. Это тоже не всегда легко устроить. Когда новорожденный лежит, он поддерживает себя головой и руками (рис. 6.9). Понятно, что, если руки используются как опора, ими нельзя свободно двигать. Необходимые условия можно создать, если держать ребенка на руках или нести в специальной корзиночке (рис. 6.10). При лабораторных исследованиях для обеспечения свободного движения необходима некоторая дополнительная поддержка. Если все перечисленные условия соблюдены, новорожденный оказывается способным дотягиваться до видимого предмета и схватывать его. Удачные случаи составляют около 40%, причем более половины промахов заканчивается примерно на расстоянии ладони от предмета. Чаще всего он дотягивается до предмета одной рукой (рис. 6.11). Двумя руками он тянется к предмету, когда тот находится прямо перед его головой. Некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватывания. Рука разжимается до прикосновения к предмету и сжимается при контакте с ним, но слишком быстро, чтобы сжатие руки было вызвано соприкосновением с предметом.

Рис. 6.9. Новорожденный, лежащий без поддержки на поверхности стола для пеленания. Обратите внимание на опорные функции головы и рук (А). Если ребенок движет руками, он не способен сохранить позу Б и поэтому сразу же вновь опирается на руки. Это исключает какие-либо попытки дотягивания до предмета.


Рис. 6.10. Простейшее приспособление типа показанного на этом рисунке креслица позволяет младенцу свободно двигать руками и головой, что является существенным для раннего появления дотягивания.

Рис. 6.11. Дотягивание у новорожденного. Обратите внимание, что пальцы начинают сжиматься до того, как рука прикоснется к предмету.