Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Ответ на вопрос о том, как именно происходит процесс уравновешивания в работах Пиаже, остается более или менее открытым. Он сохраняет за собой возможность выбора того, следует ли характеризовать процесс развития как дифференциацию или как интеграцию. Некоторые теоретики (Гезелл и Аматруда, 1941) утверждают, что развитие представляет собой дифференциацию: развиваясь, поведение становится более избирательным и точным, а его компоненты становятся все более изолированными друг от друга. Результаты одного из подобных исследований показаны на рис. 6.7. По мнению других исследователей, поведение начинается с множества изолированных ответов, которые затем объединяются и организуются в процесс развития. Хотя теория Пиаже ближе к представлению о дифференциации, чем интеграции, он не связывает себя на этот счет, считая, что оба процесса могут быть необходимы на определенных ступенях развития.


Рис. 6.7. Дифференциация на примере развития схватывания. Кривая показывает уменьшение диффузной активности (толчков), связанной с попытками ухватить погремушку, которую держали перед младенцем (Из: М. W. Curty, 1930).

Рассмотрим навык дотягивания и схватывания в свете различных теоретических моделей. Этот навык имеет для человека огромное значение. Вся жизнь нашего общества основана на использовании и изготовлении разного рода инструментов и орудий, что было бы невозможно, если бы кисти наших рук были недостаточно развиты (одна из особенностей, отличающих человека от животных). Скелет человеческой руки более совершенен, чем у других приматов (рис. 6.8). Напрашивается вопрос: растет ли способность пользоваться таким совершенным анатомическим аппаратом вместе с ним или же для выработки этих навыков требуется взаимодействие ребенка с окружающей средой? Как и в случае хождения, отдельные компоненты навыка дотягивания руки появляются задолго до рождения. Фактически все компоненты, необходимые для дотягивания и схватывания, могут быть выделены у эмбриона в возрасте 14—16 недель. Мы уже писали выше о том, что дотягивание в ответ на зрительное предъявление предмета может быть вызвано у новорожденного. Обычно эта ранняя форма поведения исчезает и появляется вновь, когда возраст младенца составляет уже 4—5 месяцев. Хамфри (1969) полагает, что, как и в случае с ходьбой, это зависит от созревания корковых центров; поскольку сначала растут тормозные связи, данная форма поведения с необходимостью исчезает на некоторое время — время преимущественного функционирования тормозных связей. Поведение появляется вновь, когда устанавливаются возбудительные связи. Хамфри твердо убежден, что это одна и та же форма поведения. Кортикализация увеличивает координированность движений, по сами они не меняются. Он подчеркивает, что наблюдаемая смена есть результат процессов созревания, роста нервных сетей.


Рис. 6.8. Прекрасное скелетно-мышечное оснащение человека делает возможным противопоставление не только большого пальца остальным, что уже имеет место и у других приматов (А — Д), но также противопоставления большого и указательного пальцев в отдельности (Е).

Исследования Уайта (Уайт, 1963; Уайт, Кастл и Хелд, 1964; Уайт и Хелд, 1966), хотя и кажутся совершенно противоположными работе Хамфри, имеют с ней некоторые общие черты. Анализируя формирование дотягивания, Уайт подчеркивает роль факторов окружения. Он видит во влияниях среды координирующую силу, вызывающую интеграцию отдельных форм поведения. Эта точка зрения явно близка к теории Пиаже, хотя и несколько отличается от нее. По мнению Уайта, в законченном виде дотягивание и схватывание представляют собой результат интеграции ряда первичных координаций, таких, как прикосновение-схватывание, глаз-предмет, глаз-рука.

Согласно Уайту, развитие навыка дотягивания идет следующим образом: вначале у младенцев имеется примитивное зрительное ориентированное поведение, которое проявляется в том, что они смотрят на предмет и следят за ним взглядом.