Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Одной из форм поведения, которая изучалась подобным образом, была улыбка. Нормальные младенцы улыбаются в ответ на видимый объект, подобный описанному в пятой главе, в хронологическом возрасте шести недель, в это время их фактический возраст равен 46 неделям. Спрашивается, когда будут улыбаться переношенные и недоношенные дети: в хронологическом возрасте 6 недель или же в фактическом возрасте 46 недель? На этот вопрос был получен однозначный ответ: они начинают улыбаться в фактическом возрасте 46 недель независимо от их хронологического возраста. Дополнительное время внеутробного развития, которое получают недоношенные младенцы после рождения, никак не ускоряет их развития; точно так же и то время, которое переношенные дети проводят в утробе матери, не задерживает их развития.

Имеем ли мы право теперь сделать вывод, что появление улыбки целиком зависит от созревания? Ответ должен быть отрицательным. Наблюдения показали, что различия окружения недоношенных, нормальных и переношенных детей не влияют на фактический возраст, в котором появляется улыбка. Возможно, что внешнее окружение имеет решающее значение, но его влияние начинает сказываться только после достижения фактического возраста 44 недель. Результаты исследования могли бы означать, что должен быть достигнут определенный уровень зрелости, прежде чем события окружающей среды могут оказать какое-то влияние на младенца. Для того чтобы действительно показать отсутствие решающего значения окружающей среды для развития, требуются дальнейшие исследования.

Для определения степени влияния окружающей среды на формирование поведения исследователи воспользовались также межкультурными различиями в способах воспитания младенцев. Дело в том, что в разных культурах младенцы воспитываются по-разному. Если эти различия не оказывают влияния на развитие топ или иной формы поведения, то можно считать, что поведение есть результат созревания, а не воздействия внешней среды. Классическим примером исследований подобного рода может служить работа Денниса (1940) по изучению развития навыков ходьбы у индейцев культуры Хопи. Некоторые группы индейцев Хопи по традиции до сих пор продолжают привязывать младенцев в первые месяцы их жизни к доске (рис. 6.2). Привязанный таким образом младенец не может ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Его не освобождают даже для кормления, отвязывая только раз или два в день, чтобы поменять пеленки. Таких малышей сравнивали потом с теми детьми Хопи, чьи родители под влиянием европейской культуры старались ничем не ограничивать движений младенца. В результате, как это ни удивительно, не было обнаружено никакой разницы в развитии. Дети той и другой группы начали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Кажущиеся суровыми методы традиционного воспитания никак не задержали развития детей по сравнению с другими, кому была предоставлена свобода. Это открытие могло бы говорить в пользу предположения о первичности созревания перед приобретением опыта в развитии поведения.

Хопи
Рис. 6.2. Привязанный к доске младенец Хопи.

Одно из возражений против подобных экспериментов состоит в следующем. Несмотря на довольно большое число исследованных младенцев, индивидуального контроля над скоростью созревания не велось. В каждой популяции младенцев возраст, в котором появляется та или иная форма поведения, различен. Некоторые дети просто развиваются быстрее, чем другие. Всякий раз, когда мы сравниваем одну группу с другой, необходимо учитывать, что одна из них может содержать больше быстро развивающихся младенцев, чем другая. Существуют различные способы предупредить подобную ошибку, простейший из которых заключается в исследовании возможно большего числа детей. Самым же эффективным способом является выбор для наблюдений пар генетически тождественных младенцев, чтобы генетически запрограммированная скорость развития была бы одинаковой. Этому требованию отвечают однояйцевые близнецы. Считается, следовательно, что различия между ними являются только результатом различного воздействия внешней среды. Аналогичным образом, если различия окружения не приводят к различиям поведения однояйцевых близнецов, то соответствующие формы поведения предположительно детерминированы генетически или степенью их зрелости.