Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Итак, дотягивание из единого, зрительно запускаемого процесса (дотягивания -схватывания) развивается в два самостоятельных действия — дотягивание и схватывание, которые не только инициируются, но и протекают под контролем зрения. Как следует объяснять эту особенность развития? Является ли она просто результатом созревания нервной системы или же ее возникновение и направленность решающим образом зависят от определенных внешних событий? Для сторонников теории созревания нервной системы критическим периодом развития является «молчаливый» период, когда дотягиваний не происходит. Они объясняют его установлением тормозных связей. Пиаже объяснил бы существование молчаливого периода недостатком практики. Спор этот легко разрешить. Нужно просто дать детям предметы, до которых они могли бы дотягиваться, и посмотреть, к чему это приведет. Это было проделано в двух опытах (Бауэр, 1973) и привело к совершенно очевидным результатам. У детей, которым каждый день давали предметы, к которым они могли тянуться, затухания дотягиваний вообще не наблюдалось. Следовательно, обычно наблюдаемое затухание этой формы поведения представляет собой результат недостаточной практики, а не специфики процесса роста нервных сетей [23].

Как же происходят описанные выше изменения поведения? Это легко установить, если долго наблюдать за младенцами. Все чаще дотягивание осуществляется без схватывания. Младенцы начинают дотрагиваться до предметов, не схватывая их (рис. 6.16). Процесс этот можно ускорить, если предъявить ребенку свободно подвешенный предмет. Ребенку с недифференцированным действием дотягивания - схватывания такой предмет схватить довольно трудно. Понятно, что компонент схватывания, который редко успешен в данной ситуации, отмирает, а первый компонент — дотягивание, который позволяет вызывать интересные движения предмета,— начинает доминировать. Отделение этих компонентов происходит медленней у тех младенцев, которым предъявляются жестко фиксированные предметы (рис. 6.17). Тем временем у младенцев обеих групп развивается хватание, вызванное тактильной стимуляцией — соприкосновением с одеждой, кроваткой, матерью и всем тем, до чего дотрагиваются их руки.


Рис. 6.16. 9-ти недельный младенец дотягивается до предмета, чтобы прикоснуться к нему. Попыток схватывания не наблюдается.


Рис. 6.17. Запись на ленте самописца, показывающая усилие, затрачиваемое младенцем, когда в его распоряжении есть только жестко прикрепленные к опоре предметы. Обратите внимание на единое прикосновение и схватывание.