Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Одно объяснение вытекает из характера информации, получаемой при акустической стимуляции. Как мы убедились ранее, на слух можно определить только радиальное направление объектов. При передвижениях возникает своеобразный акустический вариант динамического градиента расширения, что позволяет определять расстояния до звучащих предметов, но младенцам, лежащим более или менее неподвижно, это недоступно. Единственный способ, с помощью которого можно определить расстояние на слух, если мы имеем дело со звучащими предметами,— это определение удаленности при помощи знакомства с громкостью звука на определенном расстоянии. Эта способность, безусловно, врожденной не является. Поэтому младенцы, ориентируясь только по звуку, должны в большинстве случаев ошибаться в оценке расстояния. Постоянные неудачи могут правдоподобно объяснить затухания дотягиваний до звучащих предметов. Вместе с тем ознакомление с характерной громкостью звучащих предметов на определенном расстоянии могло бы также объяснить последующее возобновление этих действий. Альтернативное предположение, которое никогда не было исследовано, заключается в том, что дети могут научиться пользоваться эхом. Звуковая волна, отраженная от предмета, может дать представление не только о его удаленности, но и о его размерах (рис. 6.20). По крайней мере взрослые люди могут пользоваться эхом своего собственного голоса. Возможно, что и младенцам это доступно. При необходимости ориентации в темноте взрослым очень помогает даже такое простейшее приспособление, как колотушка (Райе и Фейнстейн, 1965). Быть может, она помогла бы и младенцам?


Рис. 6.20. Аппаратура, использовавшаяся для демонстрации того, что эхо может специфицировать как величину, так и удаленность предметов. Стандартный и сравниваемые с ним по величине диски были прикреплены к колесу, которое могло неслышно вращаться экспериментатором. Диски были сделаны из 5 мм клееной сосновой фанеры, которая была покрыта специальной краской, создававшей твердую, диффузно отражающую звук поверхность. Проведенные Райсом и Фейнстейном эксперименты показали, что слепые испытуемые способны различать диски с отношением площадей до 1.07 : 1.00 (Из: Kellogg, W. N., «Sonar System of the Blind», Science, 137: 399—404, 1962. by the American Association for the Advancement of Science).

Итак, мы убедились, что развитие дотягивания можно объяснить как результат процессов созревания, направляемых и уточняемых при помощи простых эффектов научения. Эти процессы могли бы быть хорошо вписаны в модель развития Пиаже. Эффекты научения при этом представимы как изменения в аккомодации; большая успешность действий, которая следует из этих изменений, могла бы быть названа более высокой ступенью уравновешивания.

Развитие дотягивания на этом далеко не заканчивается. Дети, о которых мы говорили (до шести месяцев), могут из любого положения дотянуться до предмета, находящегося в любом направлении, и схватить его. Как мы убедились, это большой шаг вперед, но их поведение на этой стадии развития еще не достигло уровня взрослых. Поведение уравновешено относительно размера и формы предметов, но он еще не учитывает их веса (Моно и Бауэр, 1974). Это означает, что до непосредственного контакта с предметами дети не соизмеряют силу сжимания пальцев и напряжение рук с их весом.

Это можно показать, проанализировав хватательные движения, происходящие в результате соприкосновения с предметом. Шести- или семимесячный младенец хватает предмет изо всех сил независимо от его веса. Сила схватывания у разных детей различна, но главное в том, что у каждого младенца она постоянна и не зависит от веса предмета. В этом возрасте напряжение руки несколько приспосабливается к весу предмета, но это приспособление не имеет предваряющего характера. Когда дети этого возраста подносят ко рту предмет, дрожание руки вначале движения указывает на то, что напряжение мышц меняется. Если младенец берет предмет, то его рука обязательно сначала упадет под его тяжестью (рис. 6.21). Напряжение руки корректируется очень быстро, и предмет поднимается в нужное положение. Падение руки указывает на то, что младенец еще не научился предугадывать вес предмета. Предвидение на этой ступени еще не может быть развито — об этом свидетельствует то, что при многократных повторных попытках младенец неизменно опускает руку.


Рис. 6.21. На этом рисунке показаны два положения руки: (вверху) — положение в момент взятия предмета и (внизу) — в конце действия в целом. Отчетливо видно, как падает рука младенца, когда он берет предмет (рисунки сделаны по видеомагнитофонной записи).