Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Картина несколько меняется, если мы рассмотрим поведение зрячих детей в возрасте менее 28 недель. У детой в возрасте до 20 недель включительно в гораздо большей степени, чем у детей в возрасте от 20 до 40 недель, развита способность дотягиваться до звучащих предметов и схватывать их. На рисунке 6.19 показано изменение частоты, с которой зрячие младенцы могут схватить в темноте звучащий предмет. Из графика следует, что вначале число успешных попаданий довольно высоко, оно увеличивается вплоть до 16 недель, а затем круто обрывается; лишь после 28 недель оно снова начинает постепенно увеличиваться. Сопоставимыми источниками информации об общем развитии слепых детей могут служить по крайней мере два цикла наблюдений. Выше уже говорилось о том, как слепая девочка, казалось, «смотрела» на свои руки. Другое наблюдение было сделано; когда ей было 16 недель — в этом возрасте она «смотрела» на источник звука (Фридман, 1964). Автор подчеркивает, что девочка переводила глаза на источник звука. Это было не просто акустическое центрирование, скорее незрячие глаза поворачивались, чтобы смотреть на источник звука. Вскоре после 16 недель это глазодвигательное поведение исчезло. К шести месяцам девочка больше «не смотрела» на источник звука.


Рис. 6.19. Успешность доставания звучащего объекта в темноте.

Урвин (1973) провел еще более удивительные наблюдения за ребенком, который родился без глазных яблок. В возрасте 16 недель этот ребенок дотягивался и схватывал звучащие предметы. Это поведение исчезло к шести месяцам, несмотря на значительную практику и усиленное подкрепление. К 10 месяцам оно так и не восстановилось.

Хотя эти наблюдения велись только над двумя слепыми детьми, по своим результатам они удивительным образом сходны с теми, которые были проделаны над зрячими детьми, помещенными в полную темноту. На основании этого я считаю, что и те и другие дети начинают жизнь с некоторой степенью координированности слуха и движений рук, но уже в первые месяцы жизни эта координированность теряется.  В этой работе уже отмечалось, что у детей в момент рождения имеется зрительно-слуховая координация. Вертхаймер (1961) продемонстрировал, что новорожденный поворачивается, чтобы посмотреть на источник звука. Аронсон и Розенблум (1971) показали, что совсем маленькие дети знают, когда источник звука и видимый предмет находятся в одном месте. Эта координация не приобретается с опытом. Скорее наоборот, опыт от взаимодействия с окружением способствует исчезновению этой координации. Мы утверждали, что зрительно-мануальная координация является врожденной и с возрастом скорее затухает, чем улучшается. Из приведенного выше опыта следует, что зрячие дети могут дотягиваться до звучащего в темноте предмета. Взятые вместе, эти наблюдения позволяют предположить, что способность слуха специализировать свойства предметов уменьшается после рождения и восстанавливается к концу первого года жизни.

Нам неизвестно, почему уменьшается способность дотягивания до предмета, воспринимаемого на слух. Поскольку этот феномен присущ как зрячим, так и слепым детям, нельзя предположить, что зрение берет на себя функции слуха. Возможности слухового восприятия должны изменяться в силу какой-то другой причины. Мы уже встречались с похожей картиной исчезновения и последующего повторного появления определенного поведения, и нам хорошо известно, что для объяснения подобных процессов имеется четко сформулированная теория созревания связей в нервной системе. Однако в случае хождения и дотягивания мы нашли достаточные основания для замены этой теории объяснениями, основанными на функциональном анализе. Это заставляет искать функциональное объяснение и в данной ситуации.