Примерно в девять месяцев картина поведения начинает меняться. Ребенок соизмеряет силу схватывания с весом предмета, но все еще делает это после того, как предмет уже взят (рис. 6.22). Всякий раз, даже после нескольких последовательных попыток, рука опускается под тяжестью предмета. На этой стадии развития напряжение руки и сила сжатия пальцев дифференцируются, чтобы лучше приспособиться к различному весу предметов. Но приспособление происходит уже после того, как предмет взят; младенец не может предугадать, каков будет вес предмета, даже если он брал его несколько раз.
Рис. 6.22. Запись на ленто самописца, показывающая, как младенец приспосабливает хватательное движение к весу предмета, однако это приспособление осуществляется лишь после схватывания.
В год у детей происходит значительный сдвиг в сторону уравновешивания. При неоднократных последовательных предъявлениях предмета ошибки в силе сжатия и напряжении руки падают до нуля. Вскоре они исчезают уже при повторном предъявлении предмета. При первой попытке ребенок узнает, какое ему требуется усилие, чтобы удержать предмет, и немедленно воспроизводит его во второй пробе. То же относится и к необходимому напряжению руки, которое определяется во время первой пробы, а затем применяется всякий раз при предъявлении данного предмета (см. рис. 6.23).
Рис. 6.23. На каждом рисунке показаны два наложенных друг на друга положения руки: положение руки в момент взятия предмета и в конце действия. На верхнем рисунке показано первое схватывание предмета, а на нижнем — второе. Сравнивая эти рисунки, можно легко видеть, что информация о весе предмета, полученная при нервом предъявлении, немедленно используется при втором предъявлении того же самого предмета.. Обратите внимание на значительное уменьшение амплитуды падения руки (рисунки сделаны по видеомагнитофонной записи).
Итак, ребенок делает большой шаг вперед в отношении предвосхищения веса, но его диапазон пока еще очень ограничен. Допустим, что для дотягивания до какого-то предмета и его схватывания ребенок применяет как раз ту силу, которая для этого необходима. Предположим также, что он ровно настолько напрягает руку, насколько это нужно сделать, чтобы плавно перенести предмет. Если ему дать другой предмет, скажем вдвое тяжелее и длиннее первого, ого реакции будут столь же ошибочными, как если бы он не получил никакой предварительной информации о весе этого предмета. Из этого следует, что хотя на данной ступени развития уравновешивание и может быть достигнуто, но только в отношении отдельных предметов. Реакции ребенка достаточно разнообразны для выработки приспособления, но ребенок еще не научился предвидеть, чтобы заранее приспособиться к новым предметам. Единственное эвристическое правило, которое можно было бы вывести на этом этапе, может звучать примерно следующим образом: «Одни и те же предметы каждый раз весят одинаково». Возможности предвидения веса в это время весьма ограничены, но они существуют, так как при повторном предъявлении предмета ребенок немедленно учитывает его вес и не допускает прежней ошибки.
Ближе к 18 месяцам в поведении ребенка наступает еще одна перемена: в этом возрасте он способен предугадать вес предметов, которые еще не держал в руках. Если ребенку предложить ряд предметов, расположенных в зависимости от их веса и длины, то по длине предмета он может определить его вероятный вес. Предположим, у нас имеется пять различных по длине и весу предметов, причем большему весу соответствует и пропорционально большая длина предмета. Если ребенку дается первый предмет, его первоначальные усилия, вероятно, будут неадекватны. При второй попытке он исправится. В этом нет ничего удивительного. Но первая проба со вторым, третьим, четвертым и пятым предметами пройдет удачно. Ребенок, следовательно, научился предугадывать вес предметов до того, как он берет их в руки. По-видимому, теперь он руководствуется следующим правилом: «Чем длиннее предмет, тем он тяжелее, когда его поднимаешь». Парадоксально, но это правило может привести его к ошибкам, которые в более раннем возрасте он никогда бы не совершил. Если добавить еще один предмет, по длине равный шестому, а по весу — третьему, то дети преувеличат его вес, применив слишком большую силу и напряжение. В результате рука ребенка подскочит вверх, как показано на рисунке 6.24. Если ему предложить предмет второй по длине и пятый по тяжести, то случится противоположное и, может быть, предмет упадет. Подобные ошибки указывают, что произошла аккомодация для всех предметов, которые можно упорядочить в отношении выраженности некоторого наглядного признака, коррелирующего с их весом.
Рис. 6.24. В данном случае младенец переоценил вес предмета, и его рука взлетела вверх (рисунок сделан но видеомагнитофонной записи).