Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

В предыдущей главе разговор шел о приспосабливании пальцев рук, которое происходит прежде, чем ребенок дотрагивается до предмета. Это хороший пример процессов, которые имеет в виду Пиаже. Дети будут тянуться только к тем предметам, которые они могут схватить. Это и означает, что ассимилируются только те предметы, которые находятся в диапазоне аккомодации. Приспосабливание пальцев рук — аккомодация — носит предвосхищающий характер, оно приводит к успешной ассимиляции. Ассимиляция и аккомодация, таким образом, находятся в состоянии равновесия.

Вне всякого сомнения, соображения Пиаже о равновесии и уравновешивании не лишены остроумия и проницательности. Поведение находится в состоянии равновесия лишь тогда, когда ребенок может предвидеть его последствия. Например, чтобы удержаться и не схватить предмет, ребенок заранее должен знать, что предмет слишком тяжел для него. Ребенок должен знать, насколько тяжел предмет до того, как он его схватит, тут же уронив или разбив. Итак, равновесие предполагает предвидение. В дополнение к этому, поскольку теория не предусматривает никакого специального механизма для выработки предвосхищения последствий поведения, некоторая возможность предвосхищения должна быть врожденной и должна в дальнейшем развиваться вместе с поведением. Пожалуй, именно эта особенность отличает теорию Пиаже от других теорий, с которыми она могла бы быть сопоставлена.

Следует упомянуть еще одну черту этой модели развития. Уравновешивание может приостановиться, когда достигнуто равновесие с каким-то определенным набором элементов окружения; оно может возобновиться, если набор пополняется новыми предметами или событиями. Так, в отношении дотягивания и схватывания ребенок может находиться в состоянии полного равновесия с каким-то определенным предметом. Пока имеется один только этот предмет, поведение останется уравновешенным и никакого развития поведения происходить не будет. С появлением нового предмета (предмета, к которому поведение еще не приспособлено) поведение ассимилирует ого, произойдет новый процесс уравновешивания и, таким образом, некоторое развитие. Со временем такое индивидуальное приспособление должно прекратиться, аккомодация должна стать возможна для всего диапазона ассимилируемых предметов, включая не только те, которые уже встречались, но и те, которые лишь могут встретиться. Другими словами, требуется совершенно особый вид обобщения. В теории поведения обобщением обычно называется процесс, благодаря которому разные предметы начинают вызывать один и тот же ответ. Для уравновешивания требуется процесс, с помощью которого объекты, отличные друг от друга в некотором отношении, будут вызывать соответствующие, дифференциально подобранные ответы. Например, чем тяжелее предмет, который ребенок хочет схватить, тем большая сила должна быть применима, чтобы надежно удержать его.

Пиаже убежден, что эти правила существуют в какой-то форме в нервной системе ребенка, располагаясь между перцептивной информацией и ответами на нее. Хотя они формируются в результате уравновешивания, Пиаже (1967) убежден, что всякое поведение с самого начала протекает под контролем этих правил, какими бы несовершенными и общими они ни были. Он не сводит поведение к простому ответу на простой раздражитель: поведение для него — ассимиляция упорядоченных определенным образом предметов каким-то классом упорядоченных навыков посредством правила, соединяющего полученную информацию и ответ.