Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Для чего нужна подобная дифференциация? На этот вопрос можно ответить по-разному. Выясним, во-первых, что это сулит будущему развитию. Все дело в том, что раз ребенок может дотянуться до предмета, а затем при желании схватить его, то он может сделать это и в обратном порядке. Значение этого трудно переоценить, ибо в случае использования любого орудия или инструмента необходимо сначала схватить предмет, а йотом дотянуться до другого предмета. До тех пор пока оба эти движения объединены, пользоваться орудиями невозможно.

Другое преимущество дифференциации заключается в том, что она делает дотягивание и схватывание более успешным. Если разница во времени между дотягиванием и схватыванием равна нулю, то координация этих двух компонентов действия должна быть весьма совершенной, иначе пальцы сожмутся слишком быстро и предмет будет упущен. При большой разнице во времени этого уже не случается. Поэтому дотягивание и схватывание становятся более успешными.

Если все это соответствует действительности, то возникает вопрос, только ли дифференциация служит причиной большей точности движений, наблюдаемой у старших детей? От чего зависит повышение аккуратности их движений: от того ли, что связь схватывания и дотягивания стала более функциональной, или еще от чего-то? Мы располагаем доказательствами, что имеются и другие причины. Если понаблюдать, что происходит, когда новорожденный или 20-недельный младенец промахивается и не схватывает предмет, то можно заметить, как он отдергивает назад руку, которая часто совсем выходят из поля его зрения, а затем тянется к предмету во второй раз. Более старшие дети поступают по-другому: рука может начать двигаться неправильно, но как только она попадает в поде зрения, то в ее движение вносятся соответствующие коррективы. Ребенок отдергивает, руку, чтобы начать все сначала, а на ходу изменяет траекторию ее движения. Изменения вносятся по ходу действия, а не между действиями. Это было отчетливо показано Аронсоном и Дункельдом, которые изучали поведение детей в такой ситуации,  в которой они ошибочно оценивали расположение предметов.

Если в поле зрения имеется сбоку большой предмет, то маленький предмет, помещенный в центре, будет казаться смещенным в противоположную от него сторону (рис. 6.13). Взрослые подвержены действию этой иллюзии. Когда их просят определить центр такого поля, они всегда делают это неправильно. Однако, если их просят дотянуться  до предмета в центре, они никогда не ошибаются. Младенцы же в возрасте до 20 недель ошибаются всегда. Они тянутся туда, где, как им кажется, находится предмет. Промахнувшись, они не могут исправить свою ошибку и будут некоторое время сидеть с вытянутой в неправильном направлении рукой (рис. 6.14). Старшие дети тоже сначала делают ошибки, но исправляют их по ходу выполнения действия (рис. 6.15) [22].


Рис. 6.13. Иллюзия положения. Хотя маленький объект находится в центре поля, он кажется смещенным влево из-за присутствия большого объекта.

Рис. 6.14. Младенец, ошибочно локализовавший объект вследствие иллюзии, которая показана на рис. 6.13, не делает попыток исправить свою ошибку.


Рис. 6.15. Этот рисунок, сделанный на основе кинорегистрации движений, ясно доказывает, что младенец корректирует положение своей руки, пытаясь схватить объект. Каждая точка представляет собой положение руки в некоторый момент времени.