Развитие моторного поведения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Данные, подобные только что приведенным, заставляют пересмотреть отношения между событиями во внешнем окружении ребенка и его развитием. Сторонники теории научения считают, что развитие не происходит без специального вмешательства извне; если нет специфического внешнего события, то нет и развития, вообще ничего не происходит. Организм просто остается в стационарном состоянии до тех пор, пока не произойдут какие-то внешние изменения. Сторонники теории созревания — Гезелл, Макгроу и Деннис — утверждают, что развитие успешно совершается и без определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от процессов созревания. Мы вынуждены согласиться, что приверженцы теории научения заблуждаются, считая, что без внешней стимуляции поведение остается неизменным. Поведение, как мы видели, меняется, но не обязательно в лучшую сторону. В отсутствие соответствующего психологического окружения поведение может совершенно отклониться от нормального пути развития и закрепиться там настолько, что его уже нельзя будет вернуть на путь истинный никакими внешними воздействиями.

Уоддингтон (1957) предложил модель, которая позволяет сделать более наглядными изложенные выше черты взаимодействия организма и окружения. Представим себе ландшафт, подобный изображенному на рис. 6.6. Шарик, который скатывается вниз по долине, символизирует развитие навыков вокализации. Холмик изображает внешние влияния — возможность слышать разговорную речь. Его назначение — отклонить развитие вокализации на дороге к языку. Если бы холмика не было, то шарик продолжал бы катиться к неречевой области. Чем позже встречается холмик, тем труднее изменить направление развития. Путь нормального развития находится на более высоком уровне, нежели любой другой, поэтому, если убрать лингвистическую поддержку, шарик, по крайней мере в начале, покатится в направлении неречевой области вокализации. Такой эпигенетический ландшафт — удобная модель для иллюстрации многих аспектов развития, в частности органогенеза. Он, как мы убедились, дает наглядное представление о некоторых сторонах развития навыков. Необходимо подчеркнуть, что эпигенетический ландшафт не претендует на роль теории, поэтому на его основе нельзя делать никаких предположений. Это скорее приведенная в соответствии с фактами описательная модель.


Рис. 6.6. Часть эпигенетического ландшафта (по: Waddington, The Strategy of Genes George Allen & Unwin Ltd., 1957).

Пиаже (1954) представил объяснение развития некоторых форм моторного поведения, которое, хотя и носит описательный характер, в должной мере учитывает реальную сложность процессов психического развития, а также содержит ряд ценных теоретических понятий. В модели Пиаже первоначальное становление различных форм поведения осуществляется благодаря процессам созревания. Все, что происходит затем, определяется взаимодействием организма с окружением. Само взаимодействие определяется двумя основными процессами: ассимиляцией и аккомодацией. Ассимиляция — это процесс, который определяет круг вещей или событий, к которым применяется определенное поведение. Говоря более общепринятым языком, предмет вызывает то или иное поведение; так, видимый предмет может побудить ребенка потянуться за ним. В терминах теории Пиаже это означает, что видимый предмет ассимилируется схемой действия протягивания руки. Пиаже считает, что если поведению нечего будет ассимилировать, то оно просто отомрет. Мы могли убедиться, что развитие речи подтверждает этот теоретический вывод. Аккомодация представляет собой процесс, благодаря которому поведение приспосабливается к требованиям ассимилированных с ним предметов или событий. Если требуется достать и схватить какой-то предмет, то поведение должно быть приспособлено к размеру, весу и форме предмета. Согласно теории Пиаже, развитие происходит благодаря взаимодействию ассимиляции и аккомодации, которое продолжается, пока не будет достигнуто состояние равновесия. Процессы, необходимые для достижения равновесия, называются уравновешиванием. Равновесие считается достигнутым, когда поведение ассимилирует только те предметы, к которым оно может приспособиться. Так, например, после достижения равновесия младенец будет пытаться достать только те предметы, чей размер и вес ему под силу. Более тяжелые, большие, а также хрупкие и непрочные предметы будут заранее исключены.